План-конспект урока на тему Представление информации, языки, кодирование (10 класс)

Тема "Представление информации, языки, кодирование"
Класс: 10
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с формами представления информации, сформировать понятие "кодирование", "декодирование"
Развивающие: способствовать развитию логического мышления
Воспитательные: воспитать аккуратность, информационную культуру.
Задача: показать необходимость умения кодировать и работать с информацией.
Конспект урока:
Организационный момент
Приветствую учеников, отмечаю отсутствующих.
Актуализация знаний
Проверяю домашнюю работу. Мы говорили об информатике и информации. Что же такое информатика, что такое информация? Какие части имеет информатика? О чем идет речь в теоретической информатики? На какие разделы делится средства информатизации? Какой раздел информатики включает информационную культуру?
Теоретическая часть
Язык  это знаковая система для представления и передачи информации.
Языки бывают естественными, например, русский, китайский, английский, и формальные, например, математическая символика, нотная грамота, языки программирования. Естественные языки развивались веками и служат для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений. Каждый язык имеет свой алфавит. Под алфавитом языка понимают набор используемых символов. Под мощностью алфавита понимают количество составляющих алфавит символов.
Что мы понимаем под словом "кодирование" информации?
Под словом «кодирование» понимают процесс представления информации, удобный для её хранения и/или передачи. Следовательно, запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию. Код  система условных знаков (символов), предназначенных для представления информации в соответствии с определенными правилами. Кодирование  переход от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки. Декодирование  процесс обратный кодированию.
При кодировании ставятся разные цели и, соответственно, применяются различные способы кодирования. Для чего используется кодирование? Наиболее распространенные цели кодирования: 1) экономность (сократить запись); 2) надежность (засекретить информацию); 3) удобство обработки или восприятия.
Существуют три основных способа кодирования текста: 1) графический  с помощью специальных рисунков или значков; 2) числовой  с помощью чисел; 3) символьный  с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
А теперь обратим внимание на то, что может существовать много способов кодирования одного и того же текста на одном и том же языке.
Пример: Русский текст мы привыкли записывать с помощью русского алфавита. Но то же самое можно сделать, используя латинский алфавит.
 Существует множество способов кодирования. Например, стенография  быстрый способ записи устной речи. В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз. Расшифровать (декодировать) стенограмму может только сам стенографист.
Пример стенографии, в которой написано следущее: «Говорить умеют все люди на свете. Даже у самых примитивных племен есть речь. Язык  это нечто всеобщее и самое человеческое, что есть на свете»:
Приведённые примеры иллюстрируют следующее важное правило: Для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств.
Еще одно важное обстоятельство:
Выбор способа кодирования информации может быть связан с предполагаемым способом её обработки.
Обсудим это на примере представления чисел  количественной информации. Используя русский алфавит, можно записать число «тридцать пять». Используя же алфавит арабской десятичной системы счисления, пишем: 35. Пусть нам надо произвести вычисления. Скажи, какая запись удобнее для выполнения расчётов: «тридцать пять умножить на сто двадцать семь» или «35х127»? Очевидно, что для перемножения многозначных чисел вы будете пользоваться второй записью.
Заметим, что две эти записи, эквивалентные по смыслу, используют разные языки: первая  естественный русский язык, вторая  формальный язык математики, не имеющий национальной принадлежности. Переход от представления на естественном языке к представлению на формальном языке можно также рассматривать как кодирование. Человеку удобно использовать для кодирования чисел десятичную систему счисления, а компьютеру  двоичную систему.
В некоторых случаях возникает потребность засекречивания текста сообщения или документа, для того чтобы его не смогли прочитать те, кому не положено. Это называется защитой от несанкционированного доступа. В таком случае секретный текст шифруется.
Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование  процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст. Шифрование  это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография. Для восстановления зашифрованной информации осуществляется обратное преобразование  расшифровка. Для расшифровки информации необходимо наличие соответствующего секретного ключа.
Криптография это наука о методах и принципах передачи и приема зашифрованной с помощью специальных ключей информации.
Ключ  секретная информация, используемая криптографическим алгоритмом при шифровании/расшифровке сообщений.
Примером кодирования известным нам всем является Азбука Морзе. Первым техническим средством передачи информации на расстоянии стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлом Морзе. Он пришел к идее использования двух сигналов, короткого и длинного. В Азбуке Морзе каждая буква алфавита кодируется последовательностью коротких сигналов(точек) и длинных сигналов(тире). Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал SOS, выглядит ... --- ....
Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода. Поэтому его называют неравномерным кодом.
Практическая часть
Закодируйте свое имя с помощью азбуки Морзе.
Задача 1.
Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв – из двух бит, для некоторых – из трех). Эти коды представлены в таблице:
 a
b
c
d
e

100
110
011
01
10

Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 1000110110110, если известно, что все буквы в последовательности – разные:
 1) cbade 2) acdeb 3) acbed 4) bacde
Пояснение. Мы видим, что условия Фано и обратное условие Фано не выполняются, значит код можно раскодировать неоднозначно. Фано: никакое кодовое слово не является началом другого кодового слова, поэтому однозначно можем раскодировать сообщение с начала
Будем пробовать разные варианты, отбрасывая те, в которых получаются повторяющиеся буквы: 1) 100 011 01 10 110 Первая буква определяется однозначно, её код 100: a 
Пусть вторая буква  с, тогда следующая буква  d, потом  e и b. Такой вариант удовлетворет условию, значит, окончательно получили ответ: acdeb. Правильный ответ указан под номером 2.
Задача 2.
Для 6 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв из двух бит, для некоторых – из трех). Эти коды представлены в таблице:
 A
B
C
D
E
F

00
100
10
011
11
101

 Определите, какая последовательность из 6 букв закодирована двоичной строкой 011111000101100.
 1) DEFBAC 2) ABDEFC 3) DECAFB 4) EFCABD
Пояснение. Мы видим, что условия Фано и обратное условие Фано не выполняются, значит код можно раскодировать неоднозначно.
Будем пробовать разные варианты, отбрасывая те, в которых получаются повторяющиеся буквы: 
1) 011 11 100 0101100 Первая буква определяется однозначно, её код 011: D.
 Вторая буква также определится однозначно   E.
 Пусть третья буква B, тогда следующая начинается с кода 010, но таких букв в таблице нет, значит предположение не верно.
 2) 011 11 10 00 101 100
 Третья буква  С, потом  A. Мы хотим получить ещё две буквы, чтобы в сумме их было 6, тогда следующая буква  F, и последняя   B.
 Окончательно получили ответ: DECAFB. Правильный ответ указан под номером 3.
Задача 3
Для кодирования букв О, К, Г, Д, Р решили использовать двоичное представление чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления). Если закодировать последовательность букв ГОРОДОК таким способом и результат записать восьмеричным кодом, то получится
1) 2040301
2) 16024
3) 1030402
4) 42061
Пояснение. Сначала следует представить данные в условии числа в двоичном коде:
О
К
Г
Д
Р

0
1
2
3
4

00
01
10
11
100

Затем закодировать последовательность букв: ГОРОДОК 100010000110001. Теперь разобьём это представление на тройки справа налево и переведём полученный набор чисел в десятичный код, затем в восьмеричный (восьмеричное предствление совпадает с десятичным при разбиении тройками)
 
100 010 000 110 001 42061. Правильный ответе указан под номером 4
Задача 4.
Для кодирования букв Д, X, Р, О, В решили использовать двоичное представление чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления). Если закодировать последовательность букв ХОРОВОД таким способом и результат записать восьмеричным кодом, то получится
 1) 12334 2) 2434541 3) 36714 4) 1323430
Пояснение. Сначала следует представить данные в условии числа в двоичном коде:
Д
Х
Р
О
В

0
1
2
3
4

00
01
10
11
100

Затем закодировать последовательность букв: ХОРОВОД 011110111001100. Теперь разобьём это представление на тройки справа налево и переведём полученный набор чисел в десятичный код, затем в восьмеричный (восьмеричное предствление совпадает с десятичным при разбиении тройками)
011 110 111 001 100 36714. Правильный ответе указан под номером 3.
Закрепление знаний
Что такое кодирование? Чем он отличается от шифрования?
Домашнее задание
1.
Для кодирования букв Р, С, Н, О, Г решили использовать двоичное представление чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления). Если закодировать последовательность букв НОСОРОГ таким способом и результат записать восьмеричным кодом, то получится
1) 3424145
2) 2313034
3) 55634
4) 33100
Правильный ответ указан под номером 3.
2.
Для кодирования букв Е, П, Н, Ч, Ь решили использовать двоичное представление чисел 0, 1, 2, 3 и 4 соответственно (с сохранением одного незначащего нуля в случае одноразрядного представления). Если закодировать последовательность букв ПЕЧЕНЬЕ таким способом и результат записать восьмеричным кодом, то получится
 1) 1030240
2) 12017
3) 2141351
4) 23120
Правильный ответ указан под номером 4.
Подведение итогов
Прощаюсь с учениками.
15