Система работы с одарёнными детьми в начальной школе- Педсовет



Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.
 С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. С второклассниками ситуация несколько сложнее. Их участие в конкурсе изначально не предполагалось. Однако со временем выяснилось, что во многих школах они все-таки участвуют в конкурсе. Когда стало ясно, что счет уже идет на тысячи, в бланк ответов ввели графу «2 класс», чтобы при подведении итогов сравнивать малышей только между собой, не смешивая их со старшими ребятами. Но все равно, прежде чем разрешить ребенку принять участие в конкурсе, надо хорошо подумать. А уж если разрешите, то помогите ему в подготовке к конкурсу.
Дело в том, что маленькие дети часто болезненно воспринимают даже небольшие неудачи, а среди заданий «Кенгуру» для 3 – 4 классов обязательно будут такие, которые второклассник просто плохо понимает. И если ребенок к такой ситуации психологически не готов, то вместо удовольствия он получит негативный опыт, который может надолго оттолкнуть от подобных экспериментов.  Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.     
Конкретной программы по работе с одарёнными детьми у меня нет. Но мне бы хотелось представить систему работы с одарёнными детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с  детьми ведётся по трём направлениям:
интеллектуальному;
эстетическому;
спортивному.
Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с  первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Выделяю следующие категории одарённых детей:
Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети со спортивными способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
     Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом  для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.
    В своем классе я выбрала такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время  обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Многие дети класса посещают спортивные секции при школе. Занятия в спортивных кружках Дворца сорта, две девочки занимаются в школе искусств им. Л. Ошанина, посещают творческие кружки местного Дома культуры. Для развития интеллектуальных способностей детей класса ведутся факультативные занятия по математике «В мире символов и знаков», по русскому языку «В мире слов». На этих занятиях используются различные формы и методы, способствующие развитию интеллекта и исследовательских умений учащихся, создаются условия для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей; для развития и саморазвития учащихся; предполагается коррекция учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения.
Дети класса активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов,  что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Как результат - участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах  по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру»,», по истории «Золотое Руно», конкурс по естествознанию «Человек и природа», «Кит». В этом году участников в этих олимпиадах возросло в 2 раза. По результатам конкурса «КИТ» в 2012 году, мои второклассники заняли призовые места в рамках образовательного учреждения.
        Результаты и успехи  не могут не радовать. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. В моих планах:
дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности  учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;
       Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения: это и усиление подготовки учащихся к районным и городским олимпиадам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база в начальной школе, и это безусловно одна из основных проблем в работе с одаренными детьми в нашей школе. 
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.


2016 год