Формы работы педагога с одаренными детьми. Выступление на педсовете.


Формы работы педагога с одаренными детьми Учитель высшей категорииСинельникова М.В. Нельзя человека научить на всю жизнь,его надо научить учиться всю жизнь! «Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира». (Эрика Ландау, психотерапевт)  Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная задача в современном образовании. В президентской инициативе «Наша новая школа» среди пяти основных направлений развития общего образования на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена система поддержки талантливых детей. В Российской Федерации принят и реализуется ряд концептуальных и нормативных документов, закрепляющих данную стратегическую установку, определяющих базовые принципы построения и основные задачи деятельности органов исполнительной и законодательной власти, системы образования, институтов гражданского общества по данному ключевому направлению (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03 апреля 2012 года; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети» и др.) Причины изучения одаренности.Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.Опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Характеристика одарённых детей.Начнем с того, что определимся с самим понятием:Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками. В отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей: Способность Одарённость Талант Гениальность Способности- это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению это высокий уровень развития каких-либо способностей, создающих возможность успеха в определённой деятельности ( специальная одарённость) или способности к широкому кругу деятельности( общая одарённость) Одарённость -  Методы и формы работы с одарёнными детьми       Для этой категории детей предпочтительны методы работы: -исследовательский; -частично-поисковый; -проблемный; -проективный; Формы работы: - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; - дискуссия; - игры. Очень важны: -предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны; -различные конкурсы и викторины; -словесные игры и забавы; -проекты по различной тематике; -ролевые игры; -индивидуальные творческие задания.  При работе с одаренными детьми необходимо уметь: -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; -стимулировать познавательные способности учащихся; -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; -принимать взвешенные психолого-педагогические решения; -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.  Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.  Работая с одаренными детьми на уроках , учителю необходимо организовывать и активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, ориентировать их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Уделяя особое внимание творческому развитию учащихся, необходимо предлагать им, проблемные вопросы и задания, заставляющие активно работать мысль, стимулировать познавательную потребность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы, желании что-то изучать, придумывать собственные методики исследования и применять их на практике, прогнозировать результаты. Нужно учесть, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ. В ходе работы с одаренными детьми, учителю необходимо акцентировать внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на уроках интересные и новые факты, связанные с новыми технологиями и открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей.  Основная задача учителя, работающего с одаренными детьми, постоянно организовывать работу, направленную на развитие творческого мышления, включая в учебную деятельность решение различных видов развивающих заданий.  1.  «И все-таки у них много общего». «Что общего между глазом и водопроводным краном»?Оба слова - из четырех букв;В обоих случаях буква «А» - третья по счету;При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;И то и другое может блестеть;Из них иногда льется вода;Когда они портятся, из них подтекает.Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана. 2.«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя. 3.«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм. 4.«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко.  А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено). 5.«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Система работы.В процессе реализации учебных программ в аспектах работы с одаренными детьми выделяется несколько стратегий: Стратегия ускорения обучения. Способы ускорения: 1. Индивидуализация обучения для одаренных учеников; 2. Занятия в другом, более старшем классе (по 1–2 предметам); 3. «Перепрыгивание» через класс; 4. Профильные классы; 5. Радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам. б) Стратегия обогащения обучения. Стратегия обогащения включает несколько направлений: - расширение кругозора; - освоение знаний об окружающем мире; - самопознание; - углубление в предметы; - освоение метазнаний (знаний о знаниях). Реализация стратегии обогащения в практике обучения: 1. Идея укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В. В. Давыдов). 2. Проблемное обучение (А. М. Матюшкин). 3. Использование опорных схем, сигналов (В. Ф. Шаталов). 4. Использование укрупненных дидактических единиц (П. М. Эрдниев). 5. Личностно-ориентированное обучение (И. А. Якиманская). Взаимодействие с организациями, социальными партнерами: - государственными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, региональными и федеральными вузами, научными организациями и учреждениями; - муниципальной методической службой; - библиотеками, в том числе детскими, научными, фундаментальными; - образовательными учреждениями. Инновационные технологии и формы работы с одаренными детьми. - хорошо зарекомендовал себя опыт создания и функционирования школьной лаборатории как инновационной формы работы с одаренными детьми. Школьная лаборатория по работе с одаренными детьми является структурным подразделением научно-методической системы школы и создается в целях поиска путей результативного проектирования творческой образовательной и воспитательной среды для развития одаренности каждого ученика. В качестве эффективной формы развития одарённости детей может рассматриваться проведение Фестиваля учащихся «Портфолио - как способ самореализации личности». В фестивале могут принимать участие учащиеся 1–11-х классов по номинациям: «Я и мы» (ведущая сфера – отношения человек – человек); «Я и мир вокруг меня» (отношения человек – природа); «Я в мире знаков и информации» (отношения человек – знаковая система); «Я и техника» (отношения человек – техника); «Я в мире спорта и здоровья» (отношения человек – спорт, здоровый образ жизни); «Я в мире песен и стихов» (вокальный/инструментальный жанр, устное творчество); «Я в мире танца» (хореография); «Я в мире изобразительного искусства» (изобразительное и декоративно- прикладное искусство). Активно развивать инновационные формы работы с одаренными детьми возможно на базе использования Интернет-технологий. «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества Литература Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .http://cdt.far-north.ru/text/Метод.%20кабинет/Методическая%20копилка/Метод.%20рекомен-ии%20по%20использ-ю%20технологий%20и%20форм%20работы%20с%20одаренными%20детьми.pdfhttp://narod.ru/disk/64848240001.fba00e79a0d09044e5ece83f0f82f966/%D0%90%D0%B1%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD