Статья Система работы с одаренными детьми в начальной школе


Система работы с одаренными детьми в начальной школе.
Вострякова И.П.,
учитель начальных классов
Задача учителя - увидеть способности у каждого обучающегося, а затем умело их развивать и применять на практике.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является и подготовка педагогических кадров.
Учитель должен быть:
непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллигентным, нравственным и эрудированным;
владеть современными педагогическими технологиями;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного
процесса;
иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
Учитель должен сам развиваться. Походить курсовую подготовку, стажироваться, участвовать в вебинарах. Затем полученный материал апробировать на своих классах, при этом проводить открытые уроки для своих коллег. На метод объединениях обсудить плюсы и минусы, внести коррективы. Нужно постоянно обмениваться опытом.
Мы, учителя начальных классов считаем, что работу по выявлению одарённых детей и развитию их потенциальных возможностей нужно начинать с обеспечения благоприятной психологической атмосферы в классном коллективе, развитию инициативы и самостоятельности у детей.
Можно выделить следующий этапа работы с одаренными детьми.
Этап начального поиска
Целью данного этапа является сбор информации о поступающем в первый класс малыше. Источниками могут быть родители, воспитатели, сами дети, психологи. В этом году проходит апробация работы по преемственности между детсадом и школой. Были взаимопосещения уроков в «Школе будущего первоклассика» и занятий в дошкольных учреждениях. Проведена диагностика в декабре нашим школьным психологом. 40% будущих первоклассников готовы к школе. Вторая пройдет в мае. На практике это осуществляется посредством посещения занятий для определения уровня способностей каждого ребенка, разговора с воспитателями. К сожалению, не были подведены итоги данной работы на круглом столе. Хотелось бы на следующий учебный год довести это дело до конца. Так легче начинать работать с первоклассником.
Второй этап работы — это работа с индивидуальной картой интересов по Якиманской.
До конца первой четверти учитель должен суметь выявить основные наклонности ребенка и составить для каждого из них индивидуальную карту интересов. Она составляется на каждого и повторно отрабатывается в конце 4 класса. На основании этого мы видим уровень роста каждого. Составляется характеристика выпускника начальной ступени. Передается в среднее звено. Так легче продолжить работу классному руководителю.
Третий этап работы — это оценка и коррекция
Его цель – создание благоприятных условий для скорейшего развития талантливых ребят, способности которых пока, возможно, находятся в зародыше, или детей, хотя бы ненамного опережающих сверстников по уровню интеллекта. При грамотном подходе возрастает вероятность качественного скачка в их развитии. Успех работы в огромной степени зависит от правильной организации процесса образования в младших классах.
Сами малыши проявляют большое рвение в учебе как под руководством педагога, так и самостоятельно. Для раскрытия и последующего развития интеллектуальных, познавательных, творческих способностей используют одновременно школьные уроки и внеурочную деятельность. Проводим викторины, познавательные и интеллектуальные игры, конкурсы, дающие возможность каждому из детей проявлять и повышать свои умственные, эмоциональные, психологические и физические возможности.
Основной характеристикой данного этапа является быстрое осваивание детьми навыкового содержания обучения как под руководством педагога, так и самостоятельно. Можно применять оригинальную методику внеклассной работы, успешно практикуемую во многих школах: один урок уделять выполнению занимательных тестов для развития детского интеллекта, другой – чтению и разбору сказок, третий – увлекательной истории, четвертый – ритмике.
Четвертым этапом является завершающий отбор
К моменту окончания четвертого класса учитель должен провести индивидуальную оценку интеллектуальных, творческих, познавательных возможностей каждого ребенка посредством разнообразных видов деятельности образовательно-воспитательного процесса, составить его характеристику.
Собранная информация дает возможность более конкретно определить сферу и степень одаренности и способностей ребенка и является достаточно надежным основанием для прогнозирования возможного направления развития каждого из учеников. Учителю начальных классов следует продолжать следить за успехами своих подопечных, реализацией и развитием их талантов.
Основными принципами работы с особо одаренными детьми должны быть:
максимальное разнообразие возможностей для самореализации, увеличение количества внеурочных занятий и уделение им большего внимания, индивидуализация процесса обучения, создание условий для работы детей не с учителем, а друг другом, предоставление полной свободы при выборе сфер дополнительного образования.
Главными формами работы при этом должны быть: индивидуальные и групповые занятия с интеллектуально более развитыми школьниками, специальные курсы, факультативы, кружки, исследовательская и творческая деятельность, конкурсы, олимпиады, викторины.
Работа не только с талантливыми, но и с обычными детьми должна основываться на утверждении: «Если ребенок не проявляет себя ни в одной сфере, то это вина учителей и родителей».
Каждый урок начинается с этапа актуализации знаний. Здесь используем различные занимательные и логические упражнения, кроссворды и ребусы, нестандартные задачи, что способствует развитию мышления, внимания, коммуникативных способностей, на что сейчас особо обращают внимание во всех образовательных программах. Данную работу можно организовать как: индивидуальную, парную, групповую. Такие задания с удовольствие решают и сильные ученики, и слабые. Всё это создаёт интерес к предмету, ситуацию успеха (ведь в групповой работе задания можно подобрать дифференцированно) и, конечно, формирует мотивацию к познанию.
На уроках, начиная уже с первого класса, присутствует работа в режиме «консультант» или помощник учителя (способные учащиеся осуществляют взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). В ходе выполнения контрольных, проверочных, самостоятельных работ обязательно предлагаем задания повышенного уровня сложности.
Процент выполнения таких работ стал намного выше.
Наши дети любят проявлять инициативу и самостоятельность, и это мы используем для развития их же самих.
Ребята сами придумывают или находят в разных источниках развивающие задания, оформляют их. Вместе организовываем. Все дети с удовольствием ищут решение, иногда даже вступая в спор, отстаивая свою точку зрения.
Здесь мы наблюдаем развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с разными источниками, расширение познавательных возможностей и развитие творческих способностей обучающихся.
Во внеурочное время мы работаем непосредственно с детьми, которые проявляют способности в той или иной области. На таких занятиях рассматриваем, разбираем, прорешиваем олимпиадные задания разных уровней сложности. Развивающее УМК «планета Знаний» предполагает отдельные задания в учебниках с пометкой «Олимпиадные задания». В «Школе России» - «Странички для любознательных» или «Для смекалки».
Во время проведения предметных недель ребята проявляют свою смекалку, сообразительность, творчество.
При проведении Недели Здоровья каждый создает свой проект о здоровом питании, спортивных достижениях, режиме дня. Региональный конкурс «Разговор о правильном питании»
В своей работе используем уже накопленный материал (созданы папки «Олимпиады», «Творчество наших учеников», «Метапредметные задания»), методическую литературу.
Работа с учителями-предметниками. Математики – «Инфоурок», учителя русского языка – конкурсы в год литературы, пушкинский фестиваль. Особо биологи - кружки с экологической направленностью.
Научно-исследовательская работа стала качественнее. Осмысленные выводы в работах, т.к. сделано самим ребенком с небольшой помощью родителей.
Ещё хотелось бы отметить необходимость привлечения родителей в данной работе. На собраниях мы даём советы о приобретении необходимой литературы, делимся приёмами работы.