Урок по биологии (анатомия) 8 класс «Опорно–двигательная система».



Урок по биологии (анатомия) 8 класс

Тема урока: «Опорно–двигательная система».
Тип урока: контрольно-обобщающий
Форма урока: зачет

Цель: проверка знаний учащихся по теме.
Задачи:
образовательная: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть составляющие опорно – двигательной системы, особенности строения кости, мышц, скелета, нарушения и первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей, гигиену опорно–двигательной системы.
развивающая: развивать умения давать полные развернутые ответы на конкретные вопросы и уметь правильно оценивать свои знания и знания одноклассников, применять теорию на практике.
воспитательная: воспитание сознательного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни, желания приобретать новые знания.
Учитель выбирает консультантов – 6 человек.
В классе 18 человек, значит 18-6=12 человек, сдающих зачет, по 2 человека у каждого консультанта. За 2 – 3 дня до урока консультанты сдают зачет учителю, учитель консультирует их, как оценивать ответы учащихся.
К уроку заранее готовятся задания и ведомости учета знаний
Ф И О
О
Ц
Е
Н
К
И
Итоговая

Уч-ся
Зад.№1
скелет
Зад.№2
мышцы
Зад.№3
вопросы
Зад.№4
Л/р.№1
Зад.№5
Практ.р.
Зад.№6
Кроссв.
оценка










Ход работы:
1. Организация класса
Консультанты занимают места за отдельными столами. У каждого свое задание.
У каждого учащегося ведомость учета знаний.
2. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы проверяем наши знания по теме «Опорно-двигательная система». Вы должны показать, как вы усвоили данную тему, пройдя 6 этапов и за каждый получив соответствующий балл. В конце урока, суммируя все баллы, вы получите одну итоговую оценку. На каждый этап отводится всего 5 мин., старайтесь успеть выполнить задание за это время и освободить место следующему учащемуся.
Время окончания работы на этапе будет сообщаться учителем. Соответственно, вы каждые 5 мин. будете переходить от одного консультанта к другому. Успеть ответить нужно всем за урок.
Всем успехов!
3. Основная часть урока.
Задания для каждого этапа:
Задание №1: а) Назовите и покажите на рисунке кости, относящиеся к
скелету туловища, а какие к скелету плечевого и тазового
пояса.
б) Назовите и покажите на рисунке кости, относящиеся к
скелету нижней, верхней конечности, кости черепа,
мозгового и лицевого отдела его.
Задание №2: а) Опишите по рисунку строение скелетной мышцы.
б) Назовите и покажите по таблице основные группы мышц.
Задание №3: блиц – опрос
- значение опорно – двигательной системы?
- на какие части подразделяется скелет?
- типы соединения костей с примерами?
- строение сустава?
- значение суставной жидкости?
- классификация костей по форме?
- за счет чего кости расту в длину и ширину?
- чем кости ребенка отличаются от костей пожилого человека?
- назовите единственную подвижную кость черепа?
- чем череп человека отличается от черепа шимпанзе?
- почему шейные позвонки менее массивны, чем поясничные?
- и т. д
Задание №4: Лабораторная работа №1 «Состав костей».
Задание №5: Практическая работа по оказанию первой помощи при
растяжении, вывихе, переломе, травме головы и грудной
клетки.
Задание №6: Кроссворд.
4. Итоги урока.
Консультанты собирают все ведомости и подводят итоги. А учащиеся тем временем слушают сообщение « А знаете ли вы».
За тем консультанты сообщают оценки, учитель благодарит их за работу и заслушивает учащихся об их впечатлениях об уроке, анализирует их работу и делает выводы.