Классный час Моя будущая профессия (9-11 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»





МОЯ БУДУЩАЯ
ПРОФЕССИЯ

Классный час





Автор: Дедова
Янина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вейделевская СОШ»
Вейделевского района
Белгородской области



2016

Цели:
нацелить учащихся на серьезное осмысление выбора профессии;
рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека;
дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности;
помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, а также внутригрупповых ролей;
ознакомить подростков с рейтингом наиболее востребованных на рынке труда профессий.
Форма: беседа- практикум (час общения) с элементами игры
Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
Эзоп
Слово учителя:
Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом - выборе профессии. В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, 16 % молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это неправильного профессионального выбора молодых людей. Задача нашего классного часа - помочь вам найти востребованную специальность
Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Классификация – осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам. Профессор Е.А. Климов разработал классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель, орудия труда, условия деятельности. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. По первому признаку – предмету труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
«человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – человек», «человек – искусство».
Ребята образуют группы по типу профессии. (Тесты по определению типа профессии должны быть проведены заранее – см. Приложение)
Домашнее задание. Игра «Аукцион»: участники групп называют профессии, характерные для их типа.
Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Игра «Что это за профессии?»
За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. Только один ответ (из трех предложенных) является правильным. 1. Логист - 1) занимается логикой; 2) специалист по управлению транспортировкой продукции; 3) организует конференции и научные саммиты. Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации. 2. Веб – мастер - 1) работает на компьютере; 2) разрабатывает программы; 3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов Веб – мастер работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления. 3. Маркетолог - 1) работает на рынке ценных бумаг; 2) тот, кто изучает рынок; 3) тот, кто изучает товарные марки и бренды. Маркетолог – тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование. 4. Фандрейзер - 1) ищет деньги и возможности для организаций; 2) фанат, которого занимает звезда; 3) изучает пути развития предприятия. Фандрейзер – ищет деньги и возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. 5. PR- агент - 1) связан с политикой; 2) специалист по рекламе и связям с общественностью; 3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми. PR- агент - специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

Игра «Кто есть кто». Участники игры получают карточки с названием профессий и должны походкой и жестами изобразить эту профессию или человека, имеющего эту профессию. Остальные должны угадать, какую профессию представляли
Слово учителя:
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют).

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
- Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе.
- Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?
- «давят» родители;
- идут за модой;
- выбирают «за компанию»;
- подражают героям кинофильмов,
- ничего не знают о выбранной профессии.

- Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, переоценка своих возможностей, погоня за модой. Но как же тогда выбрать правильно свой путь в жизни, свою профессию? Для начала познакомьтесь с классификацией распространенных ошибок:
1. Незнание правил выбора профессии:
выбор профессии за компанию
перенос отношения к человеку на саму профессию
отождествление учебного предмета с профессией
ориентация сразу на профессию высокой квалификации
неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
увлечение только внешней стороной профессии
незнание требований профессии к человеку.
Действительно, выбирать профессию не просто. Часто мы хотим одно, родители предлагают другое, друзья советуют третье. Как же поступать, когда ваши способности и возможности не совпадают? После окончания школы многие семьи выпускников оказываются в ситуации выбора. Какие же ситуации у вас могут возникнуть? Рассмотрим такие ситуации.
Предлагаются ученикам ситуации, которые они должны обсудить.
Ситуация 1
Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный вуз по блату: в этом вузе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее родителей) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо и реальных шансов поступить в вуз самостоятельно у него мало. Кроме того, в том вузе, куда его предлагают по блату пристроить родители, есть военная кафедра, а самому ему не очень-то хочется идти в армию
Нужно привести аргументы «за» и «против». Можно разделить задания по группам. Первые 2 группы ищут аргументы «за», вторые 2 группы – «против». Все зависит от того, сколько групп у вас образовалось в классе. (Или между родителями и учениками)
Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступить по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с родителями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то – взятки); 4) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна помощь.5) пока без помощи родителей я не способен решать важные жизненные проблемы
Аргументы «против» 1) совесть потом замучает, сам себя перестану уважать; 2) перед родителями будет стыдно, хотя они сами это предложили; 3) если когда-нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 4) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижно вузе, и тогда придется постоянно подключать родителей, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе.
Ситуация 2
Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас в России специалисты с высшим образованием мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.
Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравится, то всегда можно отчислиться из вуза; 5) вуз может уберечь от армии.
Аргументы «против»: 1) сейчас в стране с высшим образованием никого не удивишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начав самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.
Учитель: Различают следующие степени профессиональной пригодности:
- непригодность;
- годность;
- соответствие;
- призвание.
Призвание - 1) склонность к тому или иному делу, профессии, профессии; 2) дело жизни, назначение.
Конечно же, вы знаете, что профессия со временем накладывает какой-то отпечаток на внешний вид человека, на его поведение, даже на характер. Но с другой стороны, есть призвание, которое дается человеку от рождения. Говорят, что артистами, учителями и врачами не становятся, а рождаются. А какое же у вас призвание? На людей каких профессий вы похожи? Давайте попробуем это выяснить.
Игровое упражнение «Человек-профессия»
Цель игры: на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе и самого себя) с профессиями и таким образом повысить готовность школьников к выбору профессии (упражнение проводится в круге).
Инструкция
Сейчас мы выберем водящего. Он постарается отгадать, о ком из участников игры идет речь. Отгадывать ведущий будет с помощью только одной подсказки: все участники назовут профессию, с которой «загаданный» человек ассоциируется. Профессии могут повторяться. По желанию выбирается доброволец-водящий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом «загаданным» может быть и сам водящий. Приглашается водящий и садится в круг. Каждый участник по кругу должен быстро назвать профессию. После того как все дали свои варианты ассоциаций, водящий называет тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям.
Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. сильно ли ошибается отгадывающий. У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе). У водящего можно поинтересоваться ( когда он уже будет знать, кого на самом деле «загадали»), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).
Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
1 группа составит список «Самые модные профессии»
(юрист, менеджер, телеведущий, журналист, визажист, президент, программист )
2 группа – «Самые забытые профессии»
(конюх, ямщик, трубочист, шорник, ключник)
3 группа - « Профессии, которые всегда нужны»
(врач, учитель, строитель, шофёр, повар)
4 группа – « Самые отважные профессии»
(пожарный, каскадёр, космонавт, спасатель, военный, шахтёр)
(музыка, дети обсуждают, составляют списки)
В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий. Ведь специалисты насчитывают только в нашей стране 7000 профессий, причем постоянно возникают новые и отмирают устаревшие. А в международный стандарт классификации профессий еще в 1988 году было занесено 9333. За последнее десятилетие появилось множество новых профессий. Как среди этого многообразия молодому человеку выбрать одну единственную? Необходимо обязательно знать спрос на профессии, учитывать перспективы роста дефицита тех или иных профессий, словом, быть знатоком рынка профессий.
Сообщения учащихся (Д/з)

Первый ученик
Эксперты сайта Карьерист.ру определили наиболее востребованные в настоящее время профессии. По их данным, большая часть вакансий приходится на финансовый сектор (28%), которому немногим уступают IT-отрасль (22%) и сфера продаж (20%). Также работодатели активно ищут специалистов инженерных и строительных отраслей (8%). Архитекторы, проектировщики, конструкторы востребованы на рынке труда примерно так же, как секретари и офис-менеджеры (7%). Минимальная разница наблюдается в спросе на специалистов по маркетингу/рекламе (6%) и HR-менеджеров (5%).
Кому же легче найти работу? Это можно понять, сопоставив количество вакансий и резюме в каждой отрасли. В сфере продаж эти цифры приблизительно одинаковы. Однако спрос на опытных продавцов на рынке труда остается достаточно высоким.
Практически такая же ситуация наблюдается и с IT-специалистами: количество резюме программистов и системных администраторов только на 10% превосходит потребности работодателей. Ситуация в финансово-банковской сфере чуть хуже: избыток экономистов - одной из самых популярных специальностей середины и конца 90-х оставляет работодателям выбор: число финансистов, бухгалтеров, аналитиков, находящихся в активном поиске работы на 30% превышает количество актуальных вакансий.
На управленческие позиции претендентов не намного больше, чем открытых вакансий. Одной открытой вакансии соответствует только два резюме, хотя для эффективного закрытия топовой позиции необходимо обеспечить конкурс в 10-20 человек на место.
В десятку самых востребованных сотрудников входят секретари, помощники руководителя, офис-менеджеры. Соотношение вакансий и резюме в данной области таково: на одну открытую вакансию приходится около двух актуальных резюме.











2 –й ученик
По мнению экспертов, через десять-двадцать лет десятка самых востребованных профессий будет выглядеть примерно вот так: Инженеры. Уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования. IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. Это неудивительно, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас наименьший разрыв между потребностями рынка и выпуском молодых специалистов оказался в IT-отрасли, но сложно прогнозировать потребность в специалистах на пять лет вперед. Специалисты в области нанотехнологий. Как ожидается, нанотехнологии охватят машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность и т.д. Специалисты по электронике и биотехнологии. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Целью научных разработок может являться, к примеру, создание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах. Маркетологи. Прогнозируется, что лет через 10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. И потому потребуются маркетологи - стратеги компании, руководящие системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей Специалисты, связанные с сервисом. Доходы населения растут, растет численность среднего класса, а значит, увеличится потребность в качественном сервисе. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать. Логисты. Интеграция Росси в мировой рынок потребует притока профессиональных логистов. Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. Медики. В частности, рост спроса в этой области связывают с поиском средств продления жизни. Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. В числе тех, кому в обозримом будущем будет трудно найти престижную и высокооплачиваемую работу, эксперты назвали специалистов, занятых в социальной сфере, науке и системе государственного здравоохранения. Также упадет спрос на модельеров, концертных директоров, инструкторов по дайвингу, флористов, веб-дизайнеров, брокеров, дистрибьюторов и пластических хирургов.































3-й ученик
Крупнейший интернет-ресурс по поиску работы в Рунете, задался вопросом: какие же профессии являются наиболее популярными у мужчин и женщин.
Лидерами у женщин оказались следующие специальности:
 
Обслуживающий персонал, секретариат, АХО - Секретариат
Продажи - Розничные продажи Бухгалтерия, аудит - Бухгалтерия Маркетинг, реклама, PR - Маркетинг Банки, инвестиции, лизинг - Кредитование
4-й ученик
Лидерами у мужчин стали следующие специальности:
Продажи -  Компьютерная, оргтехника, ПО Промышленность, производство - Машиностроение IT, Телекоммуникация, связь, электроника - Поддержка Топ-менеджмент -  Генеральный директор
- Конечно, мы перечислили с вами не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.











Игра «За и против»
Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.
Оптимист:
работа имеет огромное общественное значение;
высокая зарплата;
встреча с интересными людьми;
командировки, дающие возможность многое увидеть;
использование современной техники.
Скептик:
трудности, связанные с устройством на работу;
частые командировки, осложняющие личную жизнь;
трудности получения образования (например, наличие печатных работ);
большая ответственность;
нервные перегрузки;
ненормированный рабочий день;
постоянное общение с людьми.
Рефлексия: попытайтесь смоделировать свою будущую профессию, опираясь на три кита:
Хочу ------------мои желания
Могу-------------способности и возможности
Надо--------------востребованность профессии.
Заключительное слово учителя:
У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Перефразировав ее, можно сказать следующее: «Человек без улыбки на лице не должен начинать свой рабочий день». Говорят, что работая с животными, растениями и даже машинами, надо вести себя доброжелательно. А с людьми тем более, только тогда будет соответствующая отдача. На нашем классном часе мы вспомнили множество существующих профессий, познакомились с новыми, вы получили советы, которые, надеюсь, пригодятся, когда перед вами станет вопрос о выборе будущей профессии.

Приложение
ФИ, класс__________________________________________
Инструкция
Отвечая на вопрос, нужно спросить себе: «нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?» Если скорее нравится, чем не нравится, то поставьте в соответствующей клетке один плюс; если определенно нравится - два плюса; если очень нравится - три таких знака. Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус; если определенно не нравится - два минуса; если очень не нравится - три. Ответы старайтесь давать быстро.
Карта самооценки склонностей
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Выбор сделайте, внимательно прочитав следующие утверждения. Предпочтение выражается наибольшим количеством плюсов в одной из клеток под одним номером.
1а. Ухаживать за животными. 1б. Обслуживать машины, приборы (следить за ними, регулировать их) 2а. Помогать больным людям, лечить их 2б. Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ 3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок. 3б. Следить за состоянием, развитием растений 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу). 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать). 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. 5б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты. 6а. Выращивать молодняк, животных какой-нибудь породы. 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных спортивных). 7а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством. 8а. Отыскивать и разъяснять людям нужные им сведения в справочном бюро, на экскурсии. 8б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьем, концертов. 9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках 10а. Лечить животных\10б. Выполнять вычисления, расчеты 11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях 15а. Составлять точные описания , отчеты о наблюдаемых явлениях. 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые). 16а. Делать лабораторные анализы в больницах. 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. 17а. Красить или расписывать стены помещений либо поверхности изделий. 17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов 18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах. 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания. 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты 20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада. 20б. Работать на клавишных машинах: пишущей машинке, телетайпе, наборной машине.

Обработка результатов: подсчитывается, сколько всего плюсов получилось в каждом столбике, затем - сколько минусов в каждом столбике. Результаты вписываются в пустые клетки под столбиками.
№ п\п
Человек-природа
Человек-техника
Человек-человек
Человек-знак. система
Человек-худож. образ































































































































10а






11а






11б






12а






12б






13а






13б






14а






14б






15а






15б






16а






16б






17а






17б






18а






18б






19а






19б






20а






20б






Итого







Список использованной литературы

Кормакова В.Н.: Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников: содержание, технология, управление.- Белгород: ИПК НИУ, «БелГУ», 2011
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – М.: Академия, 2010
Пряжникова Е.Ю.: Профориентация. - М.: Академия, 2010
Чернявская А.П.: Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС, 2004
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














13PAGE \* MERGEFORMAT14415








15