Презентация пед.проекта на тему Поиск путей повышения эффективности чтения в начальных классах


Муниципальное общеобразовательное учреждение«Корниловская средняя общеобразовательная школа»Томского района Поиск путей повышения эффективности чтения в начальной школе Педагогический проектв рамках конкурса «Учитель года-2010»Автор:Юрмазова Н.Б.учитель начальных классовМОУ «Корниловская СОШ»Томского района2010г. «Можно жить и быть счастливым, неовладев математикой, но нельзя бытьсчастливым, не умея читать…». В.А. Сухомлинский Новые образовательные стандарты ставят перед школой формирование таких компетенций как:- осознание значимости чтения для личностного развития;- формирование потребностей в систематическом чтении;- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции (овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами анализа и т.д.) Статистические данные:По данным социологовчисло постоянно читающих уменьшилось с 49% до26%,число вообще не читающих книги, возросло с 23% до 34%, если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2003 году только 20% А по данным статистики детского чтения, читающих для самообразования, всего 10%. Скорость чтения является самым важным фактором из 200, влияющих на успешность в обучении.Как показывают исследования оптимальный темп чтения от 120 до 150 слов в минуту. Диапазон же оптимального чтения – это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.Самое слабое звено в этой проблеме это начальные классы. Имея недостаточные навыки техники чтения, они не могут далее учиться на «4» и «5». Уже в 5 классе увеличивается объём информации, а низкая техника чтения не способствует её освоению. Актуальность данного проекта необходимость сознательной, систематической работы педагогов начального звена:по совершенствованию навыков чтения у обучающихся,по созданию условий, направленных на повышение мотивации к чтению, - на осознание детьми значимости чтения в их личностном развитии Цель проекта создание системы индивидуального подхода к обучающемуся, обеспечивающей каждому ребёнку возможность достижения планируемых результатов по совершенствованию навыков чтения и интереса к нему. Задачи проекта: изучить теоретический материал по данной теме; определить эффективность индивидуализации на основе мониторинговых исследований, проводимых 4 раза в год;подобрать необходимые дидактические и диагностические задания;показать практическую значимость индивидуального подхода; Предполагаемый результат создание системы работы индивидуального подхода к процессу, влияющему на успешное овладение навыками чтения каждым обучающимся начальной школы. Условия и ресурсы учебный план и учебная программа (количество учебных часов аудиторной и неаудиторной занятости);имеющийся комплекс методических приёмов;печатные издания, Интернет-ресурсы;техническое обеспечение (компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска и т.п.) Методы работы 1. Диагностический - психолого-педагогический (РПМПК)2. Исследовательский мониторинг техники чтения и учёт психофизиологическихособенностей обучающихся- анкетирование учащихся3. Коррекционный- апробация выбранных методических приемов,- проведение индивидуальных коррекционных занятий 4. Аналитический- промежуточный и итоговый мониторинг техники чтения с целью выявление положительной динамики с последующим анализом эффективности работы. Этапы работы над проектом I этап – Анализ ситуациимониторинг качества техники чтения вслух Вывод: уровень техники чтения оказался крайне низким. Этапы работы над проектом I этап – Анализ ситуации анкетирование обучающихся по теме: «Интерес к чтению»Цель анкетирования – выявить уровень мотивации к чтению у школьников на конец 2008/2009 учебного года.Приняло участие 180 обучающихся со 2 по 11 классы Предложено было 5 вопросов: 1. «Любишь ли ты читать?» 2. «Читаешь только то, что задано в школе?»3. «Читаешь ли ты дополнительную художественную литературу?»4. «Читаешь ли ты познавательную литературу?»5. «Посещаешь ли ты школьную библиотеку для поиска информации?»Вывод:Результаты анкетирования показали, что чем старше становится ученик, тем больше падает интерес к чтению, особенно в плане самообразования Этапы работы над проектом II этап – Постановка проблемыраскрытие читательского потенциала в каждом ребенке, обучающимся на этапе начальной школы. . Этапы работы над проектом III этап – КоррекционныйАпробация и внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию навыков чтения 1 этап Начальный1) диагностика детей, поступающих в школу РПМПК;2) диагностика детей на определение наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий2 этап Рабочий1) Подбор соответствующих форм и видов учебной работы, комфортных для каждого ученика:1 класс - реализация приемов и методов, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям 2 класс – чтение познавательных текстов, с иллюстрациями, направленных на развитие интереса и понимание прочитанного. 3 класс – набор интересных текстов с постепенно увеличивающимся количеством знаков, которые они должны освоить и понять за предоставленную для чтения минуту. 4 класс - выполнение учебных контрольных заданий, направленных на формирование читательских компетенций (овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами поиска, анализа и т.д.) 2) Создание условий для повышения мотивации к чтению через уроки литературного чтения. Этапы работы над проектом III этап – Аналитический1. Мониторинг техники чтения вслух по классам: 1- класс – итоговый; 2-4 классы – входной, по итогам каждой четверти и года;2. Сравнение результатов мониторинга по каждому обучающемуся начальной школы и классу вцелом;3. Анализ полученных результатов на наличие положительной динамики у каждого ребенка начального звена;4. Выявление проблем в системе работы и предложения по их устранению Заключение По мнению психологов и физиологов, возраст 6-10 лет является самым благоприятным периодом для обучения ребёнка. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрыть потенциал ребёнка, с высокой степенью вероятности его возможности, достижения успехов, а также определить вероятные причины неудач и наметить пути и способы их преодоления.Данный проект направлен на раскрытие данного потенциала в каждом ребенке, обучающимся на этапе начальной школы.