ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ_ЛОГОПЕДА В ФОРМИРОВАНИИ УУД У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ_ЛОГОПЕДА В ФОРМИРОВАНИИ УУД У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Взаимодействие коррекционно-развивающей работы учителя–логопеда и индивидуализированной работы учителя начальных классов общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.
Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).
Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, под контролем и тесном сотрудничестве учителя и логопеда. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностный; регулятивный, познавательный; коммуникативный.
Взаимодействие коррекционно-развивающей работы учителя–логопеда и индивидуализированной работы учителя начальных классов общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.
Логопаты, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у них УУД: неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие способности к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Исходя из данных особенностей детей перед учителем – логопедом и учителем начальных классов наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.
Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой (1984, 1999). В рамках данного подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей.
Сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и в условиях коллектива.
Приведем примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД, которые на протяжении трех лет дают положительные результаты в работе с учащимися по формированию всех компонентов речи.
Универсальными являются игровые технологии, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технологии проектного обучения, элементы технологий проблемного изучения, исследовательских технологий.
В рамках этих технологий мы, как учителя, работающие над данной проблемой используем следующие методические приёмы:
- обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.
- отмечаем успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.
- показываем для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
- привлекаем детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
- обучаем детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
- уделяем большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
- позволяем детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
- ставим цели урока и работаем с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
- обращаем внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
- обращаем внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучаем детей применению обобщенных способов действий.
- используем проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
-учим ребенка обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
-помогаем ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказываем поддержку, создавая ситуацию успеха.
-активно включаем каждого в учебный процесс, а также поощряем учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
- на уроках и занятиях используем интерактивные возможности ИКТ.
Взаимопосещение занятий и уроков учителями дают полное представление о возможностях учащихся и методах используемых для коррекции нарушения письменной речи.
Приводим примеры некоторых игровых упражнений.
«Будь внимательным!» Педагог просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.
Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.
«Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.
«Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах).Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Составьте алгоритм разбора слова по составу и др. Через 5 минут каждая группа выполняет задание педагога по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.
Наша методическая работа с детьми строится в направлении личносто-ориентированного взаимодействия учителя с ребенком, делает акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к применению УУД при выполнении различных заданий.
Актуализируя опыт работы можно сделать вывод, что только совместная деятельность учителя начальных классов и логопеда позволит добиться достижения поставленной цели.

Литература:
1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
2.Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
3.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.