Доклад Родительская неделя как эффективная форма работы семьи и школы






Доклад

"Родительская неделя как эффективная работа семьи и школы"





Учитель математики
МОУ СОШ №4 с.п. Исламей
Шибзухова Л.А.


Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые
затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими требующими конкурентноспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего - в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений все в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнерство. Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.
В ходе родительской недели мамы и папы посещают не только уроки, но и занятия в кружках, факультативах, присутствуют в столовой, при организации перемен и спортивных часов.
Для педагога важно в этот период умело организовать деятельность родителей, т.е. их целенаправленное взаимодействие друг с другом, с детьми и со школой. Достигнутый в ходе проведения родительской недели результат целенаправленной деятельности учрлтеля и родителей по воспитанию и обучению каждого ребенка должен намечать перспективы развития коррекции личности.
Организуя таким образом общение на разных уровнях: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «родитель-ученик», - педагог решает важную задачу воспитания; личность ребенка рассматривается как субъект деятельности и общения.
Чтобы родители были действительными помощниками школы, следует с самого начала учебного года подключить их к решению тех воспитательных задач, которые поставлены на год. Для этого, классный руководитель к первому собранию должен подготовить сообщение, в котором будет освещено основное направление работы школы, важнейшие мероприятия воспитательного характера на год и па этом фоне четко определить, чего школа ждет от семьи, в какой помощи нуждается, на что просит обратить особое внимание, - это важно еще и потому, что родители будут знать, чем живет их ребенок в школе, в классном коллективе. Предложите на выбор родителям список возможных тем собраний лекций или собраний- практикумов, так вы сможете узнать интересы большинства, к тому же это позволит организовать участие родителей в подготовке такого собрания, определив план собрания и ответственных по каждому пункту. Просвещение родителей надо осуществлять в различных формах: в форме круглых столов, устных журналов, дискуссий, обмена мнениями, деловых игр.
Задача педагога в период с октября по апрель заключается в четкой организации сотрудничества семьи и школы по реализации задач, намеченных в ходе родительских недель.
Результаты родительских недель отслеживаются в ходе проведения диагностики, анализируются педагогами и администрацией школы.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано.
И учителя и родители связаны единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо успехов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой. Но зачастую родители подростков самоустраняются, считая своих детей достаточно самостоятельными, не требующими их вмешательства. Поэтому классному руководителю необходимо серьезно продумать направления, формы и возможные приемы работы с родителями своих воспитанников. Хорошо, если родители активны, контактны, заботливы, обеспокоены будущим своих детей, приучены стилем работы школы к пониманию важности их участия в делах школы, класса. Трудно бывает, когда нужно «перевоспитывать» родителей, добиваясь такого участия, но нельзя считать бесполезными свои усилия по привлечению родителей.
Работа с родителями, проводимая классными руководителями в тесной связи с психологами нашей школы, включает в себя:
изучение семей учащихся педколлективом;
использование индивидуальных форм работы с родителями (приглашение
. '
родителей в школу, проведение дни открытых дверей;
анкетирование родителей;
организацию помощи в воспитании детей неполным семьям;
составление памяток для родителей;
организацию и осуществление коллективных форм работы и досуга детей и их родителей;
привлечение родителей к общественной работе в помощь школе по воспитанию детей;
работу органов родительской общественности в школе, в классе;
осуществление различных форм педагогического просвещения.
Основной формой работы с родителями остается родительское собрание, где решаются проблемы жизни класса и родителей. (За последние годы родительские собрания освещают не только успеваемость наших учащихся, а мы проводим родительские собрания в форме лекций по определенным темам воспитания,
родительские собрания с приглашением психологов школы и т.д.)
каждый классный руководитель понимает обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, все меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Роль школы в современных условиях - стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Задача учителя - убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребенка, помочь в определении личностной направленности воспитания каждого учащегося с учетом его индивидуально-психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина с высокими моральными, интеллектуальными и физическими свойствами.
Исходя из интересов самих воспитумых, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации некоторые школы нашли оригинальную форму сотрудничества всей семьи и школы. В течение учебного года они проводят родительские недели. Это очень емкая и эффективная форма работы, позволяющая проследить не только рост родительской активности и заинтересованности решением школьных проблем, но и значительно повысить теоретический уровень родителей в вопросах воспитания, осуществить коррекцию текущих воспитательных задач, а также выйти на конкретный результат сотрудничества детей взрослых.
Ведущим компонентом в организации таких недель является разнообразная деятельность родителей. В ходе подготовительной работы педагог формулирует цель родительской недели, при этом он опирается на педагогические потребности и запросы родителей каждого учащегося, высказанные ими в результате опроса. Как
/равило, пожелания родителей связаны с конкретными проблемами воспитания детей в семье.
Задача педагога так построить неделю, чтобы каждый родитель нашел исчерпывающий ответ на волнующую его проблему, получил квалифицированную помощь специалиста.
Выражая свое мнение, пожелание, просьбу, каждый родитель участвует в составлении плана родительской недели. Творчество педагога должно проявиться в том, чтобы учесть каждое мнение, проявить уважение к любой точке зрения, не подавить родительскую активность, побудить родителей к сотрудничеству со школой.
В каждом конкретном классе, исходя из уровня воспитанности учащихся, их психофизических особенностей и уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, определяются цели проведения родительской недели, например:
осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;
укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни;
сплотить детский коллектив общим интересным делом;
помочь самореализоваться личности каждого ребенка независимо от успешности обучения;
пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
выявить уровень воспитанности каждого учащегося и наметить план коррекционно-развивающей работы;
побудить учащихся и их родителей к самосовершенствованию;
повысить родительскую активность в решении школьных проблем;
познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям и навыкам в школе;
разнообразить методы семейного воспитания;
спланировать сотрудничество родителей и педагога по повышению уровня нравственности воспитания;
помочь в осуществлении преемственности между начальной и средней школой;
совершенствовать речевое развитие школьников.
Опираясь на поставленные цели, педагог-воспитатель намечает конкретные задачи, пути их реализации, формы работы и прогнозируемый результат. В ходе родительской недели ее участники должны увидеть конкретный результат совместной деятельности и в зависимости от степени удовлетворенности этим результатом наметить дальнейшие задачи, которые должны решаться совместно со школой и семьей.
С учетом пожеланий родителей и в зависимости от воспитательных целей и задач в план проведения родительской недели можно включить:
серии открытых уроков по предметам, выбранными самими родителями или предложенными учителями;
занятия педагогического лектория по острым проблемам семейного воспитания в отдельно взятом детском коллективе;
родительские собрания по вопросам нравственного, этического, патриотического и физического воспитания;
праздники, викторины, соревнования, походы, экскурсии, заседания клубов с участием родителей;
консультации психолога и других специалистов с учетом пожеланий родителей;
встреча с администрацией школы и специалистами по делам молодежи;
опросы и анкетирование родителей и детей из неполных и многодетных семей;
мониторинга родительской удовлетворенности условиями обучения и воспитания школьников;
организация встречи родителей по возрастному признаку, по общности трудных вопросов воспитания и для обмена опытом, т.е. организация сотрудничества родителей разных классов;
проведение выставок фотографий, конкурсов рисунков и сочинений на тему «Моя семья», «Школа в жизни моей семьи».