Конспект урока математики на тему Умножение и деление. Приемы письменных и устных вычислений

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Организация начала занятия





II. Постановка цели и задач








III. Актуализация знаний
























































































Физминутка



















































IV. Информация о домашнем задании



V. Подведение итогов
- Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите головки, улыбнитесь. Сегодня урок буду проводить у вас я. Зовут меня Ольга Юрьевна. Если вы будете внимательны, трудолюбивы, организованы, то у вас всё обязательно получится.

-Сегодня мы совершим путешествие. А куда вы узнаете, выполнив задания. Посмотрите на свои листочки и найдите задание 1.
-На какие группы можно разделить данные числа? Запишите трёхзначные числа в верхнюю строку таблицы в порядке возрастания, ниже запишите буквы, стоящие около каждого числа.
-Что получилось? слайд

- Итак, мы сегодня отправимся в путешествие по Нижнекамску. До этого замечательного города мы доберемся на корабле, так город наш стоит на реке. Представьте себе река, волны, солнышко над головой - слайд
Вспомните, кем и в каком году был построен НК - слайд. Какой год был перед этим, какой будет следующий? В каком году мы отмечали 40-летие? Сколько лет со дня основания мы будем отмечать в этом году?
- Как вы знаете, свое название наш город получил от реки Кама, которая впадает в Волгу, самую большую реку в Европе. Пока мы плывем до НК, решим задачу и узнаем, какова длина крупнейшей Европейской реки. Слайд. Посмотрите на краткую запись. Какой вопрос мы можем поставить к задаче? Запишите задачу кратко и решите её.
- Ребята, а вы знаете, какой крупный город стоит на реке Волга? Чем он является? Правильно.
- Как вы считаете, НК можно назвать большим городом?
- Давайте узнаем, сколько человек проживает в нашем городе, и проверим ваше мнение. Слайд. В 1967 году в Нк проживало 38 тыс. человек. Это в 7 раз меньше, чем в 2011 году. Сколько человек сейчас проживает в Нк? Запишите краткую запись и решение в тетрадях.
- Итак, ребята, правильно вы считали? Большой ли наш город?
- На берегу Камы, в пригороде Нижнекамска находится всем вам известное место – Святой ключ. Вы там бывали? Сейчас я немного расскажу о нем. Святой Ключ расположен на левом берегу Камы в красивом возвышенном месте, заросшем лесом. Знаменитый Святой Ключ – водные ворота города ведет свою историю с 1666 года. С древних времен бытует сказ о том, как мусульманин Магомет обнаружил здесь икону Святителя Николая Чудотворца. С этого времени родник, названный Святым, стал местом поклонения для мусульман и православных. По мусульманскому преданию здесь же находилась могила булгарского имама, проживавшего в святости. Над могилой был камень с арабской вязью, но он, к сожалению, исчез, а сама могила постепенно забылась. На склоне горы имам вырыл пещеру, в которую можно было проникнуть ползком, рядом выдолбил бассейн для принятия целебных ванн, в который пустил прозрачную воду из источника. Над пещерой соорудил часовню, хорошо видную с реки.
К 35-летию города Святой Ключ был полностью реконструирован и благоустроен. Природный бутовый камень, декоративная брусчатка на ступенях широких лестниц, ведущих к отстроенной заново набережной Камы, строгие металлические решетки-ограждения с узорчатой вязью рисунков «под старину» и оригинальная подсветка изменили этот заповедный уголок природы. В восстановленной часовне установлены три мемориальные доски с выдержками из Корана и Библии.
- Ребята, давайте посчитаем, в каком году произошла реконструкция Святого ключа. Для этого вспомним, в каком году построили Нижнекамск? Верно. Значит в каком году отмечали 35-и летний юбилей города?
- В центре НК находится одна из самых красивых мечетей не только нашего города, но и всего Татарстана. Храм представляет собой целый культовый комплекс, который помимо основного назначения мечети, осуществляет дополнительные культурно-просветительские функции. В него входят центр культуры и истории, библиотека, гостиница и другие службы. Также в мечети располагается среднее медресе "Рисаля", в котором обучаются юноши мусульмане со всей России.
- Сейчас я предлагаю вам решить пример. Если вы получите верный ответ, то узнаете высоту этой мечети. Полученное число выразите в метрах и сантиметрах.

- Ребята, встаньте, пожалуйста. Сейчас мы немного отдохнем. Смотрите на экран компьютера и повторяйте движения.
- Садитесь, продолжим урок.

- Рассказывая об истории нижнекамского края, нельзя не упомянуть об Афанасовской даче, известной в наши дни как Корабельная роща. С началом отечественного кораблестроения, во времена Петра I, здесь производилась заготовка мачтовых сосен, а также строевых сосновых, еловых и пихтовых деревьев.
Решив этот пример, вы узнаете, какова средняя высота корабельной сосны. Выразите полученное число в метрах, сантиметрах и дециметрах.
- Сегодня Нижнекамск – третий по величине город в республике, крупный промышленный центр с развитой инфраструктурой. В Нижнекамске работают предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамский нефтеперебатывающий завод», ОАО «Завод технического углерода». Получили свое развитие энергетическая и пищевая промышленность, промышленная стройиндустрия. По объему продукции, ежегодно производимой предприятиями города, Нижнекамск опережает многие регионы России. Почти пятая часть всей произведенной продукции в Республике Татарстан приходится на долю химической и нефтехимической промышленности, сосредоточенной в основном в Нижнекамске.
- Недавно на шинном заводе появился новый итальянский станок для сборки шин. За 30 сек. Он делает одну шину. Как вы считаете, это быстро? Тогда я предлагаю вам узнать, сколько шин сможет сделать этот станок за 12ти часовую смену.
- Что мы сначала должны сделать?
- Сколько секунд в одном часе?
- Какое будет первое действие?
- Верно, молодцы. Запишите его.


- Что мы найдем дальше?
- Правильно. Найдите ответ самостоятельно и запишите решение в тетрадях.




- Проверим. У кого какие ответы получились?
- Хорошо ребята, отлично справились с заданием.







- Молодцы! На этом наше путешествие заканчивается. Что мы повторили во время него?
Кто узнал кораблик, который помог нам совершить сегодняшнее путешествие? Из какого он произведения, и какого автора?
- Ребята, мне очень понравилось вести у вас занятие, Молодцы, вы очень активно работали. Спасибо за урок, до свидания!
Здороваются, садятся










- двузначные и трёхзначные
110;167;248;331;399;482; 517; 600; 945; 980
- Нижнекамск








- 2011; 2013
- В 2006 году

- 46 лет







- Какова длина реки Волга?
1805
·2=3610(км)
- г. Казань – столица Татарстана

- Нет



Было 38 тыс.чел.
Стало ?, в 7 раз больше

38
·7=266(чел)


- Нет


- Да
Слушают



























- В 1966 году

- В 2001 году










(115
·2-98):2=66(м)
66м=6600см


Выполняют действия










140-160
·5:8=40(м)
40м=4000см=400дм



















- Да, очень

- Перевести часы в секунды
- 3600 сек
- Надо узнать, сколько секунд в 12 часах (или сколько шин сделает станок за один час)
- Сколько шин сделает станок за 12 часов.
1)60
·60=3600(сек)
2)3600
·12=43200(сек) или
3600:30=120(ш)
3)43200:12=1440(ш) или
120
·12=1440(ш)
Называют ответы




Записывают








- Сказка о царе Салтане

- А.С. Пушкина