Программа для лагеря Сказочное лукоморье

Согласовано Утверждаю
Зам. директора Директор
МБОУДОДДООЛ «Зернышко» МБОУДОДДООЛ «Зернышко» ____________ Г.В.Шелгунова __________ Г.П.Черепанова __»___________2013 год «_____»___________2013 год


Летний оздоровительный лагерь










Автор: Шелгунова Г.В.


2013г.

Структура программы:

Пояснительная записка.
Принципы
Законы лагеря
Цели и задачи.
Содержание программы (направление деятельности, виды деятельности, изложение форм и методов работы, с помощью которых реализуются цели и задачи, игровая символика цветов).
6. Алгоритм и механизмы реализации программы
7.Критерии эффективности программы.
8.Результативность.
9.План – сетка.
10.Литература.











Пояснительная записка

Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. Но именно в лагере самореализация каждого ребенка, осуществляется в приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья. Именно это предусматривает программа лагеря на базе Филиала Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детского оздоровительно - образовательного лагеря «Зернышко» Барабинского района Новосибирской области – Детского оздоровительного лагеря «Чайка».
Ни один из мировых классиков не занимает такого места в жизни своего народа, как Александр Сергеевич Пушкин. Личность Пушкина не перестает быть притягательной, а каждая встреча с его творчеством является открытием. Воспитательное значение А.С.Пушкина огромно. Его поэзия, воспитывающая качества высочайшей нравственной пробы противостает всему злобному корыстному, нарушающему.
Пушкина мы знаем всю жизнь, с детства. С самых ранних лет каждый из нас помнит волшебно-простые, озаряющие на светом строчки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том», «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя». Это даже не строчки, а какая-то часть мира, в которой мы живем, который составляет часть нас самих. Это мы сами. Наша суть. Программа «Сказочное Лукоморье» даст возможность создания единой системы в работе в этом направлении.
Программа летнего оздоровительного лагеря детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учет возрастных и индивидуальных способностей; создание ситуации успеха.
Принцип включенности ребенка в социально значимые отношения предусматривает: предоставление возможности и право отстаивать свое мнение, право на информацию.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирования чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с отдыхом и оздоровлением предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности
Законы оздоровительного лагеря «Чайка»

1. Закон территории (принимается без обсуждения). Без разрешения ребёнок не может покидать лагерь.
2.Закон точного времени (время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, выполняй закон);
3. Закон доброты;
4. Закон дружбы (один за всех и все за одного! За друзей стой горой!);
5. Закон безопасности;
6. Закон взаимовыручки.
7. Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним нашу планету зелёной!
8. Закон правой руки. Если вожатый, воспитатель поднимает правую руку – все замолкают.





Цель и задачи лагеря:

Цель:

Создание условий – средовых, духовных и деятельных – для раскрытия самоценности каждого ребенка, удовлетворения его интересов, раскрытия способностей (духовных, интеллектуальных, двигательных, творческих)

Задачи:

Разнообразить жизнь детей в лагере (разнообразие видов и форм деятельности)
Создать условия защищенности и комфортности для каждого ребенка
(через доверие и взаимопонимание в отряде, учет индивидуальных особенностей детей)
Обеспечить возможность самореализации каждому ребенку
Формировать коллектив отряда, развивать традиции в жизни отряда.
Развивать организаторские, лидерские качества.














Содержание программы.

Программа лагеря «Сказочное лукоморье» представляет собой сюжетно-ролевую игру в виде путешествия по сказкам А.С.Пушкина. Включению ребят в игру будут способствовать гимн и герб смены, костюмы персонала и т. д. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие Сказочные города Царства Лукоморья. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление. Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, конкурсов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. Каждый день смены посвящен сказке Пушкина и имеет свое название. Ребята побывают в гостях у Шамаханской Царицы, у царя Салтана, у семи богатырей, помогут построить Сказочный город (защита проектов отрядных уголков и их реализация), познают «Секреты волшебства Царевны Лебедя» (мастерская оригами), разучат песни и частушки вместе с белочкой, попытаются поймать золотую рыбку волшебным неводом, на берегу моря посидят у разбитого корыта и поиграют в морской бой (игра-эстафета), негде, в тридевятом царстве поучаствуют в конкурсе «Мисс Царевна-лето», во время ярмарочного балагана дети встретятся с попом, посоревнуются с Балдой в малых олимпийских играх, совершат медвежью прогулку в картинную галерею, по неведомым дорожкам дойдут к «Рекордам Лукоморья», где на «Государственном вече» подведут итоги 11-ти дневного путешествия по сказкам. За каждые достижения и результаты соревнования ребята будут получать «чары» жетоны в форме золотых рыбок. «Чары» выдает правитель города Царь на ежедневной утренней линейке - «У золотого блюдечка».
Ребёнок не только учится видеть и понимать прекрасное, но и создаёт красоту своими руками, передаёт ей выбранными средствами изобразительного искусства, художественного слова, музыки, танца.


Основными направлениями деятельности в лагере являются:
·        Физкультурно – оздоровительное.
·        Экологическое.
·        Патриотическое.
·        Художественно – эстетическое.
·        Нравственное.
·        Трудовое.
Виды деятельности.
·        Праздники.
·        Конкурсы.
·        Викторины.
·        Спортивные соревнования и мероприя
·тия.
·        Всевозможные игры.
·        Чтение вслух.
·        Рисование.
·        Беседы.
·        Прогулки и т. д.

Словарь смены:
лагерь – царство;
ст.вожатая – царевна ;
отряд – сказочный город;
командир отряда - воевода;
помощник отряда - канцлер;
все дети в лагере – волшебники сказочного города;
воспитатели лагеря - педагоги – княгини;
начальник лагеря – владычица морская.

Алгоритм и механизмы реализации программы
Механизм реализации данной программы включает в себя деятельность на нескольких этапах:
1 этап – подготовительный:

Этот этап характеризуется тем, что до открытия оздоровительного лагеря « Чайка» начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- разработка программы;
- подготовка к летнему сезону;
- подготовка методического материала;
- отбор кадров для работы в оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности отряда (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Основной деятельностью этого этапа является:
- запуск программы « Сказочное лукоморье»;
- формирование отрядов,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
2 этап – Основной этап смен:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел.
3 этап – Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности оздоровительного лагеря в будущем.

Критерии эффективности
программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.


Ожидаемые результаты реализации программы
Проводится ежедневная оценка участия каждого ребёнка в коллективных делах лагеря. Дети имеют возможность получить жетон “ Золотую рыбку”, которая позволяет проследить рост общественной активности, развитие физических, эстетических, вольных качеств детей. Создание условий для самореализация детей через участие в мероприятиях разного характера: спортивных, интеллектуальных, патриотических, трудовых, художественных.
Привитие навыков самостоятельности, ответственности, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Оздоровление детей.
В развитии отряда – высокая степень организованности, сплоченности детей в решении поставленных задач.
Выявление и практическая реализация новых возможностей лагеря в развитии детей.
ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ:
- огоньки откровения;
- получить жетон “ Золотую рыбку”,
- центр общественного мнения;
- книга отзывов;
- забор откровения.

ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ РОДИТЕЛЕЙ ОТСЛЕЖИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ:
- книгу отзывов;
- анкеты для родителей.

ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ:
- анкетирование;
- анализ педагогических дневников вожатых;
- обсуждение результатов смены на итоговом педсовете.






ПЛАН-СЕТКА
Заранее составленный план мероприятий впервые дни смены может меняться в связи контингентом детей и предложением интересного, необычного от вожатых.

№ п/п
Утро
День
Вечер

1 день – Старт игры « Сказочного лукоморья»
Заезд.
« Государево вече» (деление детей на отряды)
Игры на воздухе « Рисуем сказки Пушкина на асфальте»


Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в лагере.
Кругосветка « У лукоморья дуб зеленый..»
Викторина
« Знаем ли мы сказки Пушкина» «Междусобойчик».
Огонек «Судьба»

2 день – « В гостях у царя Салтана»



Линейка Оформление отрядных уголков
« Распевка с белочкой»

Конкурс рисунков по сказке « О царе Салтане»
Вечер. Здравствуй, лето! Здравствуй, « Сказочное лукоморье!»


3 день – «Секреты волшебства Царевны Лебедя»




Линейка. Презентация центров увлечения.
Работа мастерских.
« Чудный остров»
(игра по станциям)
Подготовка к гостеванию.
Гостевание «Мы к вам»

4 день – « Свет, мой зеркальце скажи!»





Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.
« Букет для царевны»
(составление букетов и венков из цветов)

« Мисс Царевна лето - 2013» (конкурс красоты)

Развлекательно-музыкальная программа «Переплясссс»

5 день– « У семи богатырей»

Линейка.
« Большие возможности маленькой шишки
( подделки из природного материала). Спорт часы.
Игра: «Верю – не верю»
« Богатырские потешки»
(конкурсно-игровая спортивная программа)

Фольклорное путешествие « На деревенской улице, в старом бабушкином доме» (игра-путешествие)


6 день – «Золотая рыбка»



Линейка Мастерская («Золотая рыбка»
( Творческая мастерская «Изготовление сувенира на тему «Золотая рыбка». Обязательное условие выполнения задания – все вместе).
Спорт часы. «Волшебный невод»
(Рыбалка.)
«Эти забавные рыбки»
(Поле чудес.)

Фольклорное путешествие « На деревенской улице, в старом бабушкином доме» (игра-путешествие)


7 день –«У разбитого корыта»

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление. «Исполнение желаний» (Игры, конкурсы).

Экспромт-программа
«Шоу – разбойников и разбойниц»
«Жили – были .» (Инсценировка сказки о рыбаке и рыбке на новый лад).


8 день – «В гости к Шамаханской Царице»

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы.
«Шоу мыльных пузырей»

«Угощение для Шамаханской Царицы»
(кулинарный поединок)

«Баба-яга в ударе!»


9 день– «Жил – был поп »


Линейка. Работа мастерских. Спорт часы.

Игра «Хлеб – всему голова».
Чай – брейк.
Ярмарочный балаган



10 день - «Рекорды Лукоморья»

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.
Тропа испытаний
(Игра «12 записок»)

«Государево вече» (закрытие лагеря, награждение)

Фестиваль сказочной песни и танца
Дискотека в тридевятом царстве
Развлекательная программа
«Шип-Шип-Шоу»

11 день
ОТЪЕЗД. ВСЕМ ПОКА, ПОКА!









   
Список используемой литературы

1.     Байбородова В.В., М.И. Рожкова «Воспитательная работа в детском загородном лагере».  Ярославль. Академия развития, 2003 год.
2.     Безруких М.М., Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева « Две недели в лагере здоровья» Пресс, 2003 год.
3.     Бесова М.А. « В школе и на отдыхе». Ярославль Академия развития 1998 год.
4.     Горбунова Н.А. «Школьный лагерь» Волгоград. Издательство «Учитель – АСТ», 2003 год.
5.     Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко «Школьный летний лагерь». Москва ООО «Вако», 2004 год.
6. Нещерет Л.Г. «Летний отдых: идея-проект-воплощение». Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. - Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.- 96 с.
7.     Нещерет Л.Г. «Солнцеворот-99 или Сварожий круг». Настольная книга вожатого. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-116с., илл.




















































Arial BlackПрограмма лагеряArial Black«Сказочное лукоморье»Arial Black§ђ Заголовок 1§ђ Заголовок 2§ђ Заголовок 3§ђ Заголовок 4§ђ Заголовок 5§ђ Заголовок 6§ђ Заголовок 7§ђ Заголовок 8§ђ Заголовок 915