Статья Решение проблемы поиска, развития и сопровождение одаренных детей в условиях ОУ

Городская конференция.
Решение проблемы поиска, развития и сопровождение одаренных детей в условиях
ОУ.

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию нам хотелось бы представить опыт работы нашего ОУ по развитию и сопровождению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. С 2005 года наше ОУ реализует модель «Школы самовыражения», главной целью которой является: создание условий для развития и проявления индивидуальных творческих способностей, самоопределения, самоутверждения, самореализации и самовыражения учащихся. В качестве одного из направлений деятельности мы рассматриваем работу с одаренными детьми, которые проявляют себя в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой, т.е. в большинстве случаев мы выстраиваем свою работу с потенциально одаренными.
Вопрос о методах выявления одаренных детей в ОУ до сих пор актуален и его решение нами базируется на следующих утверждениях:
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным и внешкольным делам, но и по инициированными им формам деятельности.
Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме (скрытая одаренность).
Динамика формирования детской одаренности нередко проявляется в виде рассогласованности (неравномерности) психического развития.
Следовательно, выявление одаренных детей рассматривается нами, как продолжительный процесс, связанный с анализом детского развития конкретного ребенка.
Исходя из выше обозначенного, выявление одаренности не сводится у нас к одномоментному психодиагностическому обследованию (хотя ряд психологических тестов систематически проводится школьным психологом), а дополнено использованием следующих методов:
анализ поведения ребенка (отвечает кл. рук.);
включение ребенка в различные виды реальной деятельности (отв. Пед. ДО и кл. рук);
вовлечение ребенка в инновационные формы обучения (педагоги-тьюторы);
экспертная оценка продуктов деятельности ребенка специалистами в конкретных областях (отв.педагоги-предметники);
анализ реальных достижений ребенка в различных предметных областях (тв. Кл. рук)
Все эти данные отражены в технологической карте ребенка, которая заполняется группой специалистов ОУ в течение всего пребывания ребенка в школе.
В соответствии с предложенными в литературе видами одаренности мы выделили следующие категории одаренных детей:
Дети с высокими общими интеллектуальными способностями.
Для таких детей в нашем ОУ в течение всего учебного года проводится «Школьный интеллектуальный фестиваль», который предполагает участие всех детей ОУ на разных этапах. Кроме традиционных конкурсов фестиваля, ежегодно появляются новые, среди которых: конкурс исследовательских проектов «Тайны науки».
Следующая категория: «Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями».
Для таких детей в школе предусмотрены элективные курсы, единые дни педагогической поддержки (во время которых ребенок может получить индивидуальную консультацию педагогов по интересующей его теме), также очень популярна лингвистическая школа «Диалог». И конечно же дети данной категории принимают активное участие в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала», а также в городских, областных и всероссийских конкурсах.
Наверное, самая большая группа потенциально одаренных детей – это «Дети с высокими творческими (художественными) способностями».
Для таких детей в «Школе самовыражения» функционирует в полном объеме система ДО, которая включает в себя 21 объединение, и внутри которой для таких детей реализуются 8 программ художественно-эстетической направленности.



Следующая категория детей – это «Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями».
Эти дети принимают активное участие в реализации программы «Наши дети – будущее России» Международного Общественного Движения «Добрые дети мира». Дети реализуют себя, управляя социальными проектами благотворительной направленности.

Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Для таких детей нами проводятся творческие проекты, которые реализуются во внеурочное время и обеспечивают определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

Обобщая имеющийся опыт работы по проблеме организации сопроводительной деятельности для данной категории школьников, хочется отметить, что большое значение имеет создание в ОУ команды единомышленников в лице администрации школы и руководителей временных творческих групп, организованных с целью решения проблем сопровождения одаренности.
Необходимость поддержки эмоционального здоровья и развития творческого потенциала учащихся привела к идее введения в практику ОУ игровых оболочек, которые используются при проведении «Приема администрации» для одаренных детей. Приглашение учащихся на игру осуществляется по итогам голосования внутри классного коллектива или по итогам рейтинга, проводимого классным руководителем (параметры рейтинга можно отследить в технологической карте личностных достижений обучающихся).
Игровая оболочка вариативна, разрабатывается и проводится для различных возрастных категорий учащихся один раз в год, в декабре. Отличительной чертой проведения таких игр является премирование участников за различные достижения (в том числе, в игре) и рефлексия с возможностью свободного общения (которое проходит в форме чаепития).









Для детей всех категорий в нашем ОУ мы выделяем следующие формы работы:
Групповые занятия с одаренными детьми;
Факультативы;
Предметные кружки;
Кружки по интересам;
Конкурсы;
Курсы по выбору;
Участие в олимпиадах;
Работа по индивидуальным планам;
Занятия в профильных группах;
Интеллектуальные марафоны;
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.


Наиболее ценным для административной команды стало то, что данные формы работы позволяют создавать условия для развития субъектной позиции ребенка и его самовыражения. А эти задачи являются ключевыми в программе развития школы. Администрацией школы было принято решение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение не только ярко одаренных детей, которых в ОУ достаточно небольшой процент, но и учащихся с потенциальной одаренностью.

Кириллова Л.В.
Педагог ДО МАОУ СОШ № 9
Нижний Тагил
15