статья Одаренным детям — особое внимание

КИСЕЛЕВА Т.В.,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СОШ р.п. ЖАДОВКА
МО «БАРЫШСКИЙ РАЙОН»

Одаренным детям – особое внимание.

В последнее время мы очень часто слышим словосочетание «одарённые дети».
Кто же такие одарённые дети? Это дети, которые имеют внутреннюю мотивацию и огромную любознательность. Они свободно устанавливают причинно следственные связи и делают выводы, обладают ярким воображением, фантазией, изобретательностью. В любом деле они проявляют творчество и выполняют его играючи. Чем сложнее задание , тем для них интереснее. И естественно, что одарённым детям необходимо внимание и специальное обучение, т.к. темп работы одарённого ученика слишком быстрый по сравнению с другими учащимися. Если не обращать внимание на одарённого ученика, то любознательность и познавательные потребности постепенно угасают ученика можно потерять.Такие дети , сделав задание быстро и качественно, сидят и ждут, когда же другие выполнят задание, или начинают рисовать, играть, что-то читать, рассматривать учебник. И здесь учитель задумывается, как занять такого ученика: обычному ученику - 5 заданий, способному - 10; обычному ученику ответить на вопросы, способному ответить и доказать свою точку зрения, обычному - пересказать текст, способному дать характеристику героев и проанализировать их поступки.
Поэтому, прежде всего, необходимо изучить индивидуальные особенности каждого ученика и использовать индивидуальный подход в обучении.
Исходя из этого, я практикую разноуровневый подход к детям, т.е. использую разноуровневые задания. 1 уровень задания на воспроизведение знаний в том виде, как они изложены в учебнике или учителем. 2 уровень задания на применение знаний по образцу в повторяющейся учебной ситуации. 3 уровень задания на творческое применение знаний в новой учебной ситуации. При этом ребёнок должен уметь оценивать себя и своих одноклассников и знать, что нужно уметь на «3», «4», «5». На дом также даю разноуровневые задания.
Учу детей самостоятельно добывать знания, работая со словарями и энциклопедической литературой, а также из Интернета. Очень часто это использую на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Задания вида «Узнай значение слова», «Расскажи о жизни известного писателя, художника», «Объясни смысл крылатого выражения» и др. требуют от ребенка не только самостоятельного поиска знаний, но и формируют умение уверенно держаться перед слушателями, излагать добытые знания, доказывать свою точку зрения.
В работе с детьми часто практикую групповую форму работы, т.к. она способствует формированию ответственности, взаимопонимания, сотрудничества. В группе оговаривается всегда роль каждого ученика, и каждый ученик отвечает не только за свою работу, но и за результат всей группы. Сильный (интеллектуально одаренный) ученик берёт на себя роль учителя (ему важно, чтобы все члены группы разобрались в изучаемом материале), объясняет, исправляет ошибки, но в то же время обучается сам. У детей формируется умение работать в коллективе, проявлять инициативу и настойчивость в принятии решения, готовность помочь, терпимость.
Конечно, интеллектуально одаренные дети с большим энтузиазмом принимают участие в предметных олимпиадах, в творческих конкурсах исследовательского направления, задают много вопросов. И здесь самое главное для меня не дать им готовые ответы, а направить на поиск, помочь сопоставить факты, сделать выводы и получить массу положительных эмоций и удовлетворение от проделанной работы и желание дальше самостоятельно узнавать что-то новое и делиться этим с одноклассниками.
В классе немало детей с, так называемой, творческой одаренностью. Эти дети уверенно себя чувствуют на сцене, хорошо читают стихи, поют песни, замечательно рисуют. Таких детей я привлекаю к внеклассной работе: ребята участвуют в конкурсах чтецов, в постановках сценок, в представлениях, утренниках, в песенных фестивалях, в конкурсах рисунков.
Работа с детьми это тяжелый труд, который дает большое удовлетворение от того, что ты делишься своими знаниями, частичкой своей души с детьми, делаешь этот мир чуть лучше, богаче и интереснее.

Литература:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, http://www.megabook.ru/
«Одаренные дети» под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого, Москва, «Прогресс», 1991г.
Елабугина-Полежаева Н.А., «Начальная школа» №1 1990г.
Синянина З.И.,«Начальная школа» №10 1998г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
http//kafedraino/narod.ru/gifted/html