Презентация Выявление и сопровождение одаренных детей


Выявление и сопровождение одаренных детей В современной системе образования одним и приоритетных направлений является работа с одаренными и талантливыми детьми. Одной из функций школы – это создание условий для выявления детских способностей, их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Выявление одаренных детей Анализ особых спехов и достижений ученикаСоздание банка данных по талантливым и одаренным детямОрганизация психолого-педагогического сопровождения учащихсяДиагностика потенциальных возможностей детей. Цель психолого-педагогического сопровождения – создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности становится развитие ребенка как система его отношений с миром, с окружающими, с самими собой Одаренность - Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком боле высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Одаренный ребенок -это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Частота проявления детской одаренности. Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как незаурядные результаты демонстрируют значительно меньшая часть детей Признаки одаренности Инструментальный характеризует способы деятельностиМотивационный показывает отношение ребенка к действительности Критерии выделения видов одаренности Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы деятельности.Степень сформированности .Форма проявления.Широта проявлений в различных видах деятельности.Особенности возрастного развития. По виду деятельности и сферам деятельности. Практическая деятельность (ремесла, спорт)Познавательная деятельность (интеллектуальная одаренность – в области естественных наук)В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, сценическая )Коммуникативная деятельность (лидерская, ораторская)Духовно-ценностная деятельность (создание духовных ценностей) Степень сформированности одаренности Актуальная одаренность –характеризуется более высокими показателями выполнения деятельности по сравнению с возрастной и социальной нормами.Потенциальная одаренность – характеризует определенные психические возможности ребенка, но без возможности их реализации в данный момент Форма проявления Явная одаренность – достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.Скрытая одаренность – своеобразные черты личности несут на себе следы незаурядности Широта проявлений в различных видах деятельности. Общая одаренность – в качестве психологического ядра выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.Специальная одаренность – обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (поэзия, спорт…) Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения различных критериев классификации. Одаренность оказывается таким образом многомерным явлением. Этапы работы с одарёнными детьми по естественнонаучному сопровождению Выявление детей, интересующихся предметом, путём наблюдений, тестирования, анкетированияПривлечение этих учащихся к выполнению творческих заданий на уроке.Вовлечение во внеурочную деятельность краеведческого биологического, экологического характера.Работа над географическими и экологическими проектами.Участие детей в предметных олимпиадах.Ориентация на профессии естественнонаучной направленности.Подготовка к экзаменам по предметам естественнонаучного цикла. Методики выявления одаренности 1. Тест Торренса (12 субтестов)2. Уровень сформированности свойств личности, характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка (Савенков А.И.)3. Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей. Дж.Рензулли и соавторы (1977г.) и адаптации Л.В.Поповой. Спасибо за внимание!