Конспект занятия по развитию речи «Осень» («Обувь», «Одежда»).


ЗАНЯТИЕ №4
Тема: «Осень» («Обувь», «Одежда»).
Цель: Развивать артикуляционную моторику. Активизировать словарь по темам: «Обувь», «Одежда». Развивать внимание, мышление. Упражнять в подборе слов — действий, эпитетов, образование относительных прилагательных, согласование междометий с существительными; упражнять в составлении предложений, рассказов — описаний.
Ход занятия
Оргмомент.
Согласование притяжательных местоимений с существительными — названиями обуви и одежды.
Артикуляционная гимнастика (комплекс упражнений для нижней губы и челюсти).
Отгадывание и объяснение смысла загадки об осени: «Пусты поля, мокнет земля, лень убывает, когда это бывает?».
Беседа по серии картин: «Ранняя осень», «Середина осени», «Поздняя осень» и набора картин с изображением обуви и одежды. Картинки розданы детям. Ребёнок определяет, какие предметы обуви и одежды подходят к картине «Ранняя осень» и т. д.2 Дети называют предложенные им картинки с изображением обуви и одежды, классифицируют их и определяют, что надо носить осенью, а что нет. Устанавливать логическую связь (назначение и погодные условия).1
Физкультминутка с мячом.
Дети образуют относительные прилагательные от существительных:2 «резиновые», «нейлоновая», «шёлковая», «меховая», т.д. Все слова по темам: «Обувь», «Одежда», «Головные уборы».
Образование формы множественного числа именительного падежа имён существительных («куртка - куртки, сапог - сапоги, платок - платки » и т.д.).1Игра на ориентировку на листе бумаги:1
— Перед каждым из вас лежит изображение шкафа со множеством полок, на которые вы будете «раскладывать» (рисовать) обувь, одежду, которые я опишу. Например: «На второй сверху полке, посередине полки «положите» (нарисуйте) предмет, который сшит из пушистого меха. Он тёплый, мягкий, с ушами, с завязками. Этот предмет предохраняет голову от холода. Что это? К чему относится? Когда носят?» и т.д.
Составление описательного рассказа о каком — то предмете обуви, одежды с помощью модуля. Образование однокоренных слов: («сапог, рукавица»).2
Игра на развитие воображения «А что ещё?»:
А что ещё можно сделать с этим предметом не по назначению? Кто больше придумает (шапка — постель для щенка, грелка для чайника и т.д.).
Итог занятия.
Объяснение выражения «На воре шапка горит».
Расскажете это дома родным.