Рабочая программа по ОДБ Биология


Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслана Оренбургской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Н.Ю.Гайструк «____» ____________ 20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
ОДБ. 09 Биология
по специальности
08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
г. Бугуруслан 2016г
Рассмотрено и согласовано на ПЦК
Математических и естественно – научных дисциплин
______________________ Е.А. Никитина
« 30 » 08 2016 г.
Составители:
Семенченко Г.В., преподаватель биологии I квалификационной категории.
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области.
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
Семенченко Г.В., преподаватель биологии I квалификационной категории.
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области.
Бербасова Т.В., методист ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслана Оренбургской области.
Содержательная экспертиза:
Г.М. Сворочаева, заместитель директора по учебной работе ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области;
Е.А. Никитина, председатель ПЦК математических и естественно-научных дисциплин ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области.
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждёнными приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины Биология для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (авторы: Константинов В.М. доктор биологических наук, профессор) для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Разработчик: Семенченко Г.В., преподаватель биологии I квалификационной категории. ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области.
СОДЕРЖАНИЕ
СТРПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 17
ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности:
08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Рабочая программа учебной дисциплины биология может быть использована при подготовке специалистов технического профиля и при изучении ряда дисциплин (ОБЖ, обществознание, природопользование)
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл базовой дисциплина
При изучении учебной дисциплины формируются компетенции: ОК 1-9.
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Результаты изучения биологии будут использоваться при изучении ряда специальных дисциплин, в которых используются необходимые данные, специфичные для специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:
знать/понимать:
•основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
•строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
•сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
•вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
•биологическую терминологию и символику;
уметь:
•объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
•решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
•выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
•сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
•анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
•изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
•находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
•для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
•оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
•оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 час в том числе:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 час;
Самостоятельная работа обучающегося 39 час.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины биология и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: лабораторные работы 2
практические занятия 8
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета
2.2. Тематический план учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Учение о клетке 27 Тема № 1.1. Введение Содержание учебного материала:
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.
Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. 2 3
Самостоятельная работа:
Наука – биология. 1 Тема № 1.2. Клетка. История изучения. Содержание учебного материала:
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вихров, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. 2 2
Самостоятельная работа:
История изучения клетки. 1 Тема № 1.3. Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Содержание учебного материала:
Химический состав клетки. 2 2
Самостоятельная работа:
Вода - основа жизни организмов. 1 Тема № 1.4. Органические вещества. Содержание учебного материала:
Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. 2 2
Самостоятельная работа:
Белки – строительный материал клетки. 1 Тема № 1.5. Ядро. Прокариотические и эукариотические клетки. Содержание учебного материала:
Доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. 2 2
Самостоятельная работа:
Вирусы, как внеклеточные формы жизни и их значение. 1 Тема №1.6. Органоиды клетки. Рибосомы, лизосомы, аппарат Гольджи и др. Содержание учебного материала:
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. 2 2
Самостоятельная работа:
Важная функция лизосом. 1 Тема № 1.7. Энергетический и пластический обмен. Содержание учебного материала:
Пластический обмен. Биосинтез белка.
Энергетический обмен
Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. 2 2
Самостоятельная работа:
АТФ – необходимый элемент в обменных процессах клетки. 1 Тема № 1.8. Деление клетки. Митоз. Содержание учебного материала:
Митоз – деление соматической клетки
Жизненный цикл клетки. 2 2
Самостоятельная работа:
Деление соматических клеток. 1 Тема№ 1.9. Лабораторная работа №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом. Содержание учебного материала:
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 2 Самостоятельная работа:
Выявление отличий растительной клетки от животной. 1 Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 12 Тема № 2.1. Формы размножения организмов. Мейоз. Содержание учебного материала:
Организм - единое целое. Многообразие организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз – деление половых клеток. Отличие митоза от мейоза. 2 2
Самостоятельная работа:
Образование половых клеток. 1 Тема № 2.2. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организма. Содержание учебного материала:
Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Эмбриональный онтогенез. Дробление, гаструляция, первичный организм. Постэмбриональное развитие организма – прямое и непрямое. 2 2
Самостоятельная работа:
Онтогенез. 1 Тема 2.3 Практическая работа №1. Выявление и описание признаков сходства других позвоночных, как доказательства их эволюционного родства. Содержание учебного материала:
1.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных. 2 2
Самостоятельная работа:
Зародыши позвоночных животных и человека на разных стадиях эмбриогенеза. 1 Тема №2.4. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Содержание учебного материала:
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. 2 3
Самостоятельная работа:
Здоровье человека. Генетические заболевания. 1 Раздел 3. Основы генетики и селекции. 24 Тема № 3.1. Основные понятия генетики. Содержание учебного материала:
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики. Генотип. Фенотип. 2 2
Самостоятельная работа:
Символы генетики. 1 Тема 3.2. Практическая работа №2 Решение задач по теме: Взаимодействие генов. Содержание учебного материала:
Взаимодействие генов 2 2
Самостоятельная работа:
Грегор Мендель основоположник генетики. 1 Тема № 3.3. Сцепленное наследование генов.
Содержание учебного материала:
Сцепленное наследование генов. 2 2
Самостоятельная работа:
Задачи по сцепленному наследованию. 1 Тема № 3.4. Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Содержание учебного материала:
Генетика пола. Наследование гемофилии. Наследование дальтонизма. 2 2
Самостоятельная работа:
Определение пола с помощью решения задач. 1 Тема 3.5. Практическая работа № 3. Решение задач по генетике. (Законы Менделя)Содержание учебного материала: Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. 2 Самостоятельная работа:
Решение задач по теме «Взаимодействие генов» 1 Тема № 3.6. Наследственная и модификационная изменчивость. Содержание учебного материала:
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. 2 2
Самостоятельная работа:
Типы изменчивости. 1 Тема № 3.7. Наследственная изменчивость человека. Содержание учебного материала:
Наследственная изменчивость человека..2 2
Самостоятельная работа:
Наследственные признаки передающиеся у человека. 1 Тема № 3.8. Селекция животных, растений и микроорганизмов. Содержание учебного материала:
Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Селекция животных. Селекция растений. Селекция микроорганизмов
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. 2 2
Самостоятельная работа:
Одомашнивание животных. 1 Раздел 4. Эволюционное учение. 24 Тема № 4.1 Возникновение и развитие эволюционных представлений. Содержание учебного материала:
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Учение Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Креационизм. Трансформизм. Труды К. Линнея
Труды Ж.Б.Ламарка. 2 1
Самостоятельная работа:
История развития эволюционных идей. 1 Тема № 4.2. Ч.Дарвин и его теория происхождения видов. Содержание учебного материала:
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. Дарвин и его теория происхождения видов. Возникновение вида путем естественного отбора Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. 2 1
Самостоятельная работа:
Эволюционное учение Ч. Дарвина 1 Тема № 4.3. Борьба за существование и ее формы. Содержание учебного материала:
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Борьба за существование. Формы борьбы за существование 2 2
Самостоятельная работа:
Формы борьбы за существование. 1 Тема № 4.4. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Содержание учебного материала:
Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. 2 2
Самостоятельная работа:
Механизм естественного отбора. 1 Тема № 4.5. Результаты эволюции. Содержание учебного материала:
Результаты эволюции. 2 2
Самостоятельная работа:
Что дала эволюция? 1 Тема № 4.6. Приспособленность организмов. Содержание учебного материала:
Приспособленность организмов. 2 2
Самостоятельная работа:
Выживаемость организмов 1 Тема № 4.7. Практическая работа № 4. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Содержание учебного материала:
Микроэволюция 2 Самостоятельная работа:
Вид и его критерии 1 Тема № 4.8. Макроэволюция и микроэволюция. Содержание учебного материала:
Макроэволюция - эволюция систематических групп надвидового ранга. 2 1
Самостоятельная работа:
Факторы времени влияющие на макроэволюцию 1 Раздел 5. История развития жизни на Земле 12 Тема № 5.1. Развитие органического мира. Архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра. Содержание учебного материала:
Архейская эра
Протерозойская эра.
Палеозойская эра. 2. 2
Самостоятельная работа:
Архей- начало жизни на земле 1 Тема № 5.2. Мезозойская эра. Содержание учебного материала:
Развитие органического мира в мезозойскую эру
Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины возникновения динозавров 2 2
Самостоятельная работа:
Расцвет динозавров 1 Тема № 5.3. Кайнозойская эра. Содержание учебного материала:
Кайнозойская эра. Возникновение птиц и млекопитающих 2 2
Самостоятельная работа:
Современная эра 1 Тема № 5.4. Происхождение человека. Содержание учебного материала:
Происхождение человека. 2 2
Самостоятельная работа:
Происхождение человека 1 Раздел 6. Основы экологии 18 Тема № 6.1 Предмет экологии. Экологические факторы среды. Содержание учебного материала:
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Предмет экологии. Экологические факторы среды. 2 2
Самостоятельная работа:
Что такое наука экология 1 Тема № 6.2. Взаимодействие популяций разных видов. Содержание учебного материала:
Популяций разных видов и их взаимодействие. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. 2 2
Самостоятельная работа:
Межвидовые отношения 1 Тема № 6.3. Сообщества. Экосистемы. Содержание учебного материала:
Сообщества. Экосистемы 2 2
Самостоятельная работа:
Экологические системы 1 Тема № 6.4. Биосфера - глобальная экосистема. Содержание учебного материала:
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. 2 2
Самостоятельная работа:
Граница жизни на Земле 1 Тема № 6.5. Глобальные экологические проблемы и пути их решения Содержание учебного материала:
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.2 2
Самостоятельная работа:
Антропогенное загрязнение среды 1 Тема 6.6 Дифференцированный зачет Содержание учебного материала:
Решение тестовых заданий 2 2
Самостоятельная работа:
Бионика. Генная инженерия. 1 Всего: 117 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки, тесты)
-наглядные пособия (плакаты, информационные стенды)
Технические средства обучения:
- учебные кинофильмы
- контрольно – обучающие компьютерные программы
- мультимедийный проектор
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2012
Константинов В.М.. Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология – М., 2006
Дополнительные источники:
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности – М..1996
Понамарева И.Н., Корнилова О.А.. Лощинина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002
Понамарева ИюН., Корнилова О.А.. Лощинина Е.Н. Общая биология. 11кл. Учебник. – М., 2002
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов.- М., 2005
Чуйкин А.Е. Общая биология. Пособие для поступающих в вузы. 2004
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине биология, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля и индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений, навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включает в себя педагогические контрольно – измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателем результатов подготовки (таблицы).
Итоговый контроль проводится в один этап –дифференцированный зачет
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы Оценка индивидуальных заданий
Оценка выполненных исследований
Оценка тестирования
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека Защита лабораторных работ
Наблюдение за решением ситуационных задач
Оценка практических и лабораторных работ
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; Оценка решения задач
Оценка практических и лабораторных работ
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе. Оценка выполненных студентами исследований
Оценка практических и лабораторных работ
Знания: основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; Фронтальный опрос
Тестирование письменное
Подготовка презентаций
Составление конспектов
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; Оценка решения задач
Тестирование с использованием тсосущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; Тестирование письменное
Фронтальный опрос
Составление кроссвордов
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; Подготовка презентаций
Фронтальный опрос
биологическую терминологию и символику Тестирование письменное
Фронтальный опрос