Урок истории для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида «Бородинская битва»

Бородинская битва
Открытый урок
Класс: 8
Дата проведения: 15. 02. 2008 г.
Цель
Дать учащимся представление о Бородинском сражении.
Задачи
Образовательные: дать сведения, что Бородинская битва была решающей в Отечественной войне, что она нанесла смертельную рану армии захватчиков; подчеркнуть мужество и патриотизм русской армии и народа, полководческое искусство М.И. Кутузова.
Коррекционно-развивающие: продолжать формирование умений анализировать исторические факты, сопоставлять разные сведения; развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей.
Основные знания
26 августа 1812 года Бородинское сражение; М.И. Кутузов главнокомандующий русской армии.
Основные термины и понятия
Ставка, генеральное сражение, флеши.
Оборудование и материалы
Карта «Отечественная война 1812 г.», карточки с заданиями, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», презентация «Бородинская битва».
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Оргмомент
Приветствие, отметки в журнале отсутствующих, проверка готовности к уроку (наличие книг, тетрадей, ручек), целеустановка на урок, психологический настрой учащихся.

Приветствие,
слушают учителя


Повторение пройденного материала
Вопросы и задания.
Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
Под каким названием вошла в историю война России с Францией?
Когда началась Отечественная война?

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.

Дают полный ответ.

Дают полный ответ.



Повторение пройденного
материала
Почему эта война называется Отечественной?
Почему Наполеон напал на Россию? (Какие цели преследовал Наполеон?)
Где произошло вторжение французов? Показать на карте.


Какую войну вели Россия и Франция?
Сравните армии России и Франции по численности.
В случае затруднений предлагает найти ответ в тексте учебника
Дают развернутый ответ.

Дают ответ.


Один ученик (отлично успевающий) дает ответ, сопровождая его показом на настенной карте.
Дают ответ.

Дают сравнительную характеристику

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вступительное слово учителя.
Войска Наполеона быстро продвигались вглубь России. Русская армия отступала и отступала.
Сообщение темы урока: «Бородинская битва»





Записывают тему урока в тетрадь


Изучение нового материала
Рассказ о составе русской армии
Армия состояла из 3 родов войск: пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска.
Пехота - самый многочисленный род войск. Главное оружие пехотинца –ружье. Пуля из него летела на 200-300 м. Но когда шел рукопашный бой, заряжать ружье было некогда. В ход шли штыки, вставленные в ружье.
Кавалерия - самый быстрый вид войск (на конях). В русском кавалерии было 20 драгунских, 10 кирасирских и 12 гусарских полков. Драгуны вооружены саблями. Кирасиры - одевали кирасы (метал. щиты на грудь и спину) и шли в лобовую атаку. Гусары имели саблю, пистолет.
Артиллерия-самый грозный вид войск. Орудия артиллерии- это пушки, гаубицы, мортиры. Стреляли из них ядрами, картечью, зажигательными снарядами.
Инженерные войска-необходимы в любой войне. В них служили саперы. Они строили укрепления, взрывали или наводили мосты.
Деление армии:
Армия корпус дивизия полк
батальон рота взвод
Слушают учителя








Работа с текстом учебника.
Кто был назначен главнокомандующим русской армии?
Какую поговорку сложили солдаты?
Опережающее задание о Кутузове
Опережающее задание о Наполеоне
За что ценили Кутузова Екатерина II и Павел I ?
Сколько раз был ранен Кутузов?
Сколько лет было Кутузову к началу Отечественной войны?
Рассказ учителя о ходе сражения.
Потерпев поражение под Смоленском, русская армия отступала. Силы русских и французов были почти равные: французы -134 тыс. чел при 587 орудиях, русские – 125 тыс. чел. при 640 орудиях.
Запомните эту дату:
26 августа 1812 г.
В ходе рассказа учитель показывает презентацию «Бородинская битва»
Где Кутузов решил дать генеральное сражение?
Словарная работа: ставка, генеральное сражение.
Почему Кутузов здесь решил дать бой?
Какая численность была у противоборствующих сторон?

Найдите описание построения войск (с. 213)
Словарная работа: флеши

Работа с картой.
По стрелкам определите, куда направлены основные удары французов.
Опережающее задание ( «Бородино» М.Ю. Лермонтова)
Словарная работа: уланы, картечь
Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят.
Дают ответы на поставленные вопросы.
Учащиеся рассказывает о М.И. Кутузове, Наполеоне, показывает их
портреты



Слушают рассказ учителя.


Записывают в тетрадь дату: 26 августа 1812 г.

Слушают и смотрят слайды
Ищут в тексте, зачитывают
Находят объя
·снение
слова в учебнике



134 тысячи у французов и 125 тысяч у русских

Ищут в тексте описание
Находят объяснение слов в учебнике
Находят на карте направление ударов французами

Ученики читает фрагменты стихотворения «Бородино».
Находят объяснение слов в учебнике



Изучение нового материала

Работа с текстом учебника.
Сколько времени продолжалась битва?
Зачитайте текст, где говорится о последних часах битвы.

Какие потери понесла русская и французская армии?
Почему мы говорим, что в этом сражении не было победителей?

Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.



Дают ответ
Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят.
Потери: 58 тыс. французов и 46 тыс. русских
Ночью французы и русские ушли с поля боя, забрав раненых и убитых

Слушают вывод по теме

Первичное закрепление
нового материала
В качестве закрепления проводится беседа по вопросам.
1. Где было решено дать генеральное сражение? Покажите на карте.
2. Почему Кутузов избрал местом генерального сражения Бородинское поле?
3. Когда произошло Бородинское сражение?
4. Какие укрепления были использованы в этом сражении?
5. Чем закончилось Бородинское сражение?
6. Назовите героев Бородинского сражения.
В случае затруднения предлагает обратиться к тексту учебника, к записям в тетради, на доске

Участвуют в беседе.
Дают ответ, сопровождая его показом на карте.

Дают аргументированный ответ.
Дают полный ответ
Дают развернутый ответ
Дают полный ответ

Фельдмаршал М.И. Кутузов, генералы Барклай –де- Толли, П. И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров, Д.П. Неверовский

Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок за работу
Слушают комментарии учителя

Домашнее задание
Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы, выполнить задания на карточках
Записывают домашнее задание

Индивидуальное задание
Сообщение индивидуального задания.
Прочитать указанные учителем абзацы, выполнить задания на карточке




Приложение
Фамилия, имя уч-ся
Задание. Ответь на вопросы.
Артиллерийское орудие, стреляющее снарядами ..
Короткое ручное огнестрельное оружие .
Холодное оружие с длинным изогнутым стальным клинком
Музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянут кожей
Город, который защищали солдаты на Бородинском поле
Главнокомандующий русских войск..
Что построили на поле солдаты?..............................................................................................
Страна, императором которой был Наполеон
Дата Бородинской битвы..
Сколько лет было Кутузову во время Бородинского сражения?..........................................


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фамилия, имя уч-ся
Задание. Ответь на вопросы.
Артиллерийское орудие, стреляющее снарядами
.Короткое ручное огнестрельное оружие .
Холодное оружие с длинным изогнутым стальным клинком
Музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянут кожей
Город, который защищали солдаты на Бородинском поле
Главнокомандующий русских войск...
Что построили на поле солдаты?..............................................................................................
Страна, императором которой был Наполеон
Дата Бородинской битвы..
Сколько лет было Кутузову во время Бородинского сражения?..........................................


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фамилия, имя уч-ся
Задание. Ответь на вопросы.
Артиллерийское орудие, стреляющее снарядами
.Короткое ручное огнестрельное оружие .
Холодное оружие с длинным изогнутым стальным клинком
Музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ которого обтянут кожей
Город, который защищали солдаты на Бородинском поле
Главнокомандующий русских войск...
Что построили на поле солдаты?..............................................................................................
Страна, императором которой был Наполеон
Дата Бородинской битвы..
Сколько лет было Кутузову во время Бородинского сражения?..........................................


13PAGE 15


13PAGE 14515


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 215