Рабочая программа по физике 10 кл Гендельштейн


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc433495095 \h 3Нормативные основания PAGEREF _Toc433495096 \h 3Характеристика предмета PAGEREF _Toc433495097 \h 3Содержание курса PAGEREF _Toc433495098 \h 4Место предмета в учебном плане PAGEREF _Toc433495099 \h 5Цели, задачи, планируемый результат рабочей программы PAGEREF _Toc433495100 \h 5Используемые технологии PAGEREF _Toc433495101 \h 5Формы контроля PAGEREF _Toc433495102 \h 6Учебно-тематический план PAGEREF _Toc433495103 \h 6Календарно-тематическое планирование PAGEREF _Toc433495104 \h 6Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса PAGEREF _Toc433495105 \h 8Список литературы PAGEREF _Toc433495106 \h 8Приложение PAGEREF _Toc433495107 \h 9
Пояснительная запискаНормативные основанияРабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9марта 2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 20 августа 2008 г, от 30 августа 2010,от 03 июня 2011г.)
Приказа Министерства образования и науки от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2015 учебный год»
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шугаровская средняя общеобразовательная школа»
Учебного плана МБОУ «Шугаровская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год.
Авторской программы основного общего образования по физике авторы Л.Э.Гендельштейн, В.И. Зинковский. (Программы и примерное поурочное планирование. Физика. 7-11 классы. – М.: Мнемозина. 2011)Характеристика предметаШкольный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика – наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влияния на качество жизни человека очень высок.
Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Содержание курсаФизика и методы научного познания
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира . Роль эксперимента и теории в процессе познания природы Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Кинематика
Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Система отсчёта. Координаты. Радиус- вектор. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения .Сложение скоростей. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Равномерное движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Поступательное движение. Вращательное движение Угловая и линейная скорость вращения
Динамика
Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона . Инерциальные системы отсчёта Сила. Связь между силой и ускорением. Масса. Второй закон Ньютона. Третий Закон ньютона. Принцип Относительности Галилея.
Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести. Вес. Невесомость. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике.
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия тела. Закон сохранения механической энергии.
Молекулярная физика. Термодинамика.
Молекулярная физика.
Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Температура. Энергия теплового движения молекул. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура- мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа Газовые законы.
Насыщенный пар. Давление насыщенного пара от температуры. Кипение . Влажность воздуха. Решение задач «Влажность воздуха» Кристаллические и аморфные тела.
Термодинамика.
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоёмкость. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе. Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.
Электростатика
Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Электризация тел. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал. Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсаторы.
Место предмета в учебном планеУчебный план МБОУ «Шугаровская СОШ» на 2015-2016 учебный год на изучение физики в 10 классе отводит 68 часов по 2 часа в неделю.
Цели, задачи, планируемый результат рабочей программыЦели изучения физики в основной школе следующие:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/ понимать
- смысл понятий
- смысл физических величин
- смысл физических законов
- вклад российских и зарубежных ученых
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел
- приводить примеры практического использования физических знаний
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- решать задачи.
Используемые технологииВ процессе обучения используются: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, упражнения, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа со справочной литературой.Применяются такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационные технологии.
Формы контроляИспользуются устные и письменные формы проверки знаний учащихся по предмету: устный ответ, фронтальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, тестовые работы, лабораторные работы.
Учебно-тематический план68 часов 2 часа в неделю
№ п/п Наименование
раздела Всего часов Лабораторные работы Контрольные работы
1 Введение 1 2 Физика и научный метод познания 2 Механика 3 Кинематика 9 2 1
4 Динамика 13 2 1
5 Законы сохранения в механике 9 1 1
Молекулярная физика и термодинамика 6 Молекулярная физика 12 2 1
7 Термодинамика 10 2 1
Электростатика 8 Электрические взаимодействия 2 9 Свойства электрического поля 8 1
10 Подведение итогов. Повторение. 2 Итого 68 9 6
Календарно-тематическое планирование10 класс. 68 часов 2 часа в неделю.
Учебник: Физика. 10 кл.: Л. Э. Гендельштейн, Ю. И. Дик. – Ч. 1.– М. : Мнемозина, 2013.
Задачник: Физика. 10 кл.: Л. Э. Гендельштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. – Ч. 2.– М. : Мнемозина, 2013.
№ Тема урока Дата провед. Коррекция.
Введение
1/1 Введение. Задачи и содержание курса. Инструктаж по ОТ и ТБ.   
Физика и научный метод познания
2/1 Физика и научный метод познания.    
3/2 Применение физических открытий.    
Механика
Кинематика
4/1 Система отсчета, траектория, путь и перемещение.    
5/2 Скорость. Прямолинейное равномерное движение.    
6/3 Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.    
7/4 Лабораторная работа №1 "Измерение ускорения тела при равноускоренном движении".    
8/5 Криволинейное движение.    
9/6 Лабораторная работа №2 "Изучение движения тела, брошенного горизонтально".    
10/7 Решение задач.    
11/8 Обобщающий урок по теме "Кинематика".    
12/9 Контрольная работа №1 "Кинематика".    
Динамика
13/1 Анализ. Закон инерции - первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной.    
14/2 Силы в механике. Сила упругости.    
15/3 Лабораторная работа №3 "Определение жесткости пружины".    
16/4 Второй закон Ньютона.    
17/5 Третий закон Ньютона.    
18/6 Всемирное тяготение.    
19/7 Движение под действием сил всемирного тяготения.    
20/8 Вес и невесомость.    
21/9 Силы трения.    
22/10 Решение задач.    
23/11 Лабораторная работа №4 "Определение коэффициента трения скольжения".    
24/12 Обобщающий урок по теме "Динамика".    
25/13 Контрольная работа №2 по теме "Динамика".    
Законы сохранения в механике.
26/1 Анализ. Импульс. Закон сохранения импульса.    
27/2 Реактивное движение. Освоение космоса.    
28/3 Механическая работа. Работа сил тяжести, упругости и трения.    
29/4 Мощность.    
30/5 Энергия. Закон сохранения механической энергии.    
31/6 Решение задач.    
32/7 Лабораторная работа №5 "Изучение закона сохранения механической энергии".    
33/8 Обобщающий урок по теме "Законы сохранения в механике".    
34/9 Контрольная работа №3 по теме "Законы сохранения в механике".    
Молекулярная физика и термодинамика.
Молекулярная физика.
35/1 Анализ. Молекулярно-кинетическая теория.    
36/2 Количество вещества. Постоянная Авогадро.    
37/3 Температура.    
38/4 Газовые законы.    
39/5 Решение задач.    
40/6 Лабораторная работа №7 "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта".    
41/7 Лабораторная работа №8 "Проверка уравнения состояния идеального газа".    
42/8 Температура и средняя кинетическая энергия молекул.    
43/9 Решение задач.    
44/10 Состояния вещества.    
45/11 Обобщающий урок по теме "Молекулярная физика"    
46/12 Контрольная работа №4 по теме "Молекулярная физика".    
Термодинамика.
47/1 Анализ. Внутренняя энергия. Способы изменение внутренней энергии.    
48/2 Первый закон термодинамики.    
49/3 Тепловые двигатели, холодильники и кондиционеры.    
50/4 Второй закон термодинамики. Охрана окружающей среды.    
51/5 Решение задач.    
52/6 Фазовые переходы.    
53/7 Лабораторная работа №9 "Измерение относительной влажности воздуха".    
54/8 Лабораторная работа №10 "Определение коэффициента поверхностного натяжения".    
55/9 Обобщающий урок по теме "Термодинамика".    
56/10 Контрольная работа №5 по теме "Термодинамика"    
Электростатика
Электрическое взаимодействие
57/1 Анализ. Природа электричества.    
58/2 Взаимодействие электрических зарядов.    
Свойства электрического поля
59/1 Напряженность электрического поля.    
60/2 Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.    
61/3 Потенциал и разность потенциалов.    
62/4 Электроемкость.    
63/5 Энергия электрического поля. 64/6 Решение задач.    
65/7 Обобщающий урок по теме "Электростатика"    
66/8 Контрольная работа №6 по теме "Электростатика".    
Подведение итогов. Повторение.
67/1 Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение.    
68/2 Подведение итогов.    
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса1. Гендельштейн Л.Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / Л. Э. Гендельштейн, Ю. И. Дик. – Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М. : Мнемозина, 2013.
2. Гендельштейн Л.Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / Л. Э. Гендельштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. – Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М. : Мнемозина, 2013.
Список литературы1. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004 .(CD – диск)
2. «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы» / сост. Ю.В. Щербакова. 2-е изд., стереотип. –М.: Глобус, 2010. – 192 с.
3. Перельман Я.И. «Занимательная физика» Книга 1. – М.: РИМИС, 2009, - 208 с., ил
ПриложениеКРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Учитель _______________Королёв Б.И.
Рассмотрено на МО учителей
естественного цикла
Протокол №__ от ___________2015г.
__________________Л.А. ЦыбринаСогласовано зам. директора по УВР
___________________Т.Р. Игнатова
«____» ____________________2015г.