презентация по литературе Урок-аналитическая беседа Кто виноват в судьбе Матрёны? (по рассказу Солженицынв Матрёнин двор)


Урок - аналитическая беседа«Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна,учитель русского языка и литературыМОУ-СОШ № 17 г.Тулы Аннотация Презентация «Урок – аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?»(по рассказу А.Солженицына «Матренин двор») выполнена учителем русского языка и литературы Мельшиан Н.Э. МОУ – СОШ №17.В данной работе представлены основные фрагменты урока, предназначенные для ввода на монитор каждого учащегося.При создании этой работы использовались данные из Интернета, сканирование, обработка материала, программа Microsoft PowerPoint.Материал предназначен для 9 класса по литературе. Данная работа может использоваться на уроках с целью изучения нового материала.Объем работы 12 листов,12,5КБ. Цели и задачи: пробудить интерес к личности и творчеству писателя;познакомить с историей создания рассказа, помочь понять и оценить поведение героев, проследить «вслед за автором» за судьбой русской женщины; раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека;подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве. Эпиграф Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая … А.И.Солженицын Жизнь и творчество писателя (основные даты) 1918 г. - родился в Кисловодске 1941 г. - мобилизован на фронт простым солдатом, за проявленное мужество награжден орденом Отечественной войны 2 степениАрест и 8 «кругов тюремного ада»Освобождение, Рязанская область - работа учителем1959 г. – рассказ «Матренин двор»1962 г. – повесть «Один день Ивана Денисовича» 1970г. – Нобелевская премия в области литературы1974г.- жизнь за границей, «Красное колесо»1994г.- возвращение на родину Словарная работа Тоталитарный режим – политический строй, при котором государственная власть сосредоточена в руках какой-либо группы , политической партии, уничтожившей в стране демократические свободы.Праведник - 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. План рассказа Повествование о Матрене Васильевне (в восприятии рассказчика Игнатича).Суровые испытания, выпавшие на долю героини (рассказ Матрены о себе).Кто виноват в гибели Матрены? Аналитическая беседа Матрена Васильевна Григорьева – жительница села Тальново. Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?Что заставило такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?В чем смысл жизни героини?Автор глубоко и выразительно «прорисовывает»образ Матрены. В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них? Задание Проанализируйте 2 и 3 части рассказа. О чем поведала Матрена? Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?Прокомментируйте конец 2 части рассказа. Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти? «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого… не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын).Совершенное бескорыстие, согласие с судьбой, гармония с миром, даже если он жесток или равнодушен, природная неспособность попенять на судьбу, на людей, незлобивость – это и есть характер праведника, как его понимает автор, русский характер.Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий. Вывод Домашнее задание Темы сочинения по выбору:1. Сочинение – размышление над прочитанным произведением А. Солженицына «Матренин двор».2. Кто виноват в судьбе Матрены? Она, власть или люди?3. Что общего у Матрены и ее квартиранта? Литература А.И. Солженицын. Рассказы. М.: «СОВРЕМЕННИК», 1990Русская литература. Очерки, портреты, эссе: Учебное пособие для учащихся 11 кл. // Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. М.: «Просвещение», 1996В. Чалмаев. А.Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994