КОНСПЕКТ по литературному чтению Тема: Особенности авторского взгляда на сказку М.Бородицкой «Колдунье не колдуется». О.Пройслер «Маленькая Баба-яга».


КОНСПЕКТ
по литературному чтению
Тема: Особенности авторского взгляда на сказку М.Бородицкой «Колдунье не колдуется». О.Пройслер «Маленькая Баба-яга».
Составила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №14»
Буянова Ольга Павловна,
1 кв. категория
2016 г.
Конспект урока литературного чтения
Тема: Особенности авторского взгляда на сказку М.Бородицкой «Колдунье не колдуется». О.Пройслер «Маленькая Баба-яга»
Тема Разгадываем загадки сказок
Цель темы Познакомить детей со стихотворением М.Бородицкой «Колдунье не колдуется», со сказкой О.Пройлер «Маленькая Баба-яга», провести анализ произведения.
Планируемый результат Предметные умения УУД
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.
Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.
Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
Строить речевые высказывания в устной форме.
Выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока Изучение нового материала
Ресурсы Система: Занкова Л.В.
Учебник: Литературное чтение 2 кл., 2ч., В. Ю. Свиридова, изд. Самара «Учебная литература», 2011 год.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация - «Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачного урока» - Обучающиеся говорят друг другу добрые слова Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе
2. Актуализация
УЗ №1 «Проверка домашнего задания: чтение наизусть»
УЗУ Проверить качество выполнения домашнего задания
УЗу - Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями, но сначала проверим домашнее задание.
ПЗ - Что вы должны были сделать дома?
ОРД - Кто готов? По очереди выходите к доске и громко, выразительно читаете стихотворение. Не забудьте назвать автора и название стихотворения.
С – стихотворение (Какое стихотворение они должны рассказать? Страницу учебника, автора, название стихотворения)
КВ – У' выставляет у' оценки, обосновывая их.
ИВ – Молодцы! - у' поднимают руку и по выбору У' (3-4 человека) по очереди, выходя к доске, читают стихотворение наизусть. Регулятивные:
Адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Подготовка к восприятию
УЗ №2 «Отгадывание загадок»
УЗУ подвести к новой теме.
УЗу - А сейчас давайте отгадаем загадку
ПЗ – Для этого посмотрим на экран.
ОРД – Прочитайте загадку, подумайте о ком идет речь.
СМК - Спрашиваю только тех, кто красиво сидит и правильно держит руку.
ОРД - Как вы понимаете слово «колдунья»?
- В каких сказках вы с неё встречались?
- Встречались ли вы с ней в современном мире?
- А может кто-нибудь из вас к ней обращался?
С – Всё ведают, всё знают
Что будет – угадают,
В лесу живут ведуньи,
Как их зовут?...(колдуньи)
КВ – Осуществляется в ходе выполнения задания.
ИВ – Вы хорошо отгадываете загадки! Женщина, занимающаяся колдовством, волшебница, ворожея, чародейка, ведьма.
Дети разгадывают загадку, отвечая по выбору учителя. Познавательные:
Строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
4. Восприятие УЗ №3 «Знакомство со стихотворением»
УЗУ – Развивать осмысленное восприятие стихотворения.
УЗу – Давайте продолжим разговор о колдуньях.
ПЗ – Послушайте выразительное чтение стихотворения Марины Бородицкой.
С: М.Я.Бородицкая «Колдунье не колдуется»(стр.32)
ОРД – ученики смотрят видеозапись чтения наизусть стихотворения, после чего отвечают на вопросы учителя.
- Давайте подумаем, почему же всё-таки колдунье не колдуется?
– Что значит «дуется на белый свет»?
КВ выслушивает мнения учащихся, при необходимости корректирует и обобщает их ответы.
ИВ – Хорошо.
ФИЗМИНУТКА
«Трава маленькая-маленькая(приседают)
Деревья высокие-высокие(поднимают руки вверх)
Ветер деревья качает-качает(вращаются)
То направо, то налево наклоняет(наклоны)
То вверх, то назад,
То вниз сгибает,
Птицы летят-улетают(машут руками)
Ученики тихонько садятся за парты.»
УЗ №4 «Знакомство со сказкой»
УЗУ –– Развивать осмысленное восприятие литературного произведения.
УЗу – Давайте разгадаем ещё две загадки
С:
ВВ глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она пол не метёт,
Метла – старушкин самолёт.
ЧЧто за старушка
В рваных одеждах,
Живёт в избушке
На курьих ножках?
Топит печь она всегда
Но не ест пирога,
Кто же это тогда?
Это –…(Баба Яга)
– Скажите, где вы уже знакомились с этим персонажем?
- Какой мы знаем бабу Ягу по русским сказкам?
А сегодня мы узнаем еще одну историю о Бабе Яге.
Однажды вечером, перед сном, маленькие дочки всемирно известного сказочника, пожаловались, что они ужасно бояться злых ведьм. Сказочник попытался втолковать им, что в наши дни злых ведьм бояться не следует, поскольку их больше не существует.
- А почему? - спросили дочки.
- Хм, а действительно – почему? Я об этом раньше не думал, - признался сказочник. Но довольно-таки быстро нашёл, что ответить.
Так родилась история про Маленькую Бабу Ягу, которую позднее он записал, для трёх своих дочерей и для всех ребят, которым хочется знать, почему в наши дни бояться злых ведьм не следует. Имя этого сказочника - Отфрид Проислер. Живет он в Германии. Посмотрите вот его портрет.
ПЗ – А сейчас прочитаем его сказку «Маленькая Баба Яга».
ОРД - Переверните страницу. Я начну читать, а вы продолжите.
КВ осуществляется в ходе выполнения задания.
ИВ – Хорошо.
Слушают стихотворение, смотрят видеозапись
Отвечают на вопрос
- Внимательно слушают.
Смотрят на портрет, изображенный на экране
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные:
Строить речевые высказывания в устной форме
5.Осмысление УЗ №5 «Работа над сказкой»
УЗУ: проверить осмысленность первичного восприятия сказки
УЗу – А теперь, посмотрим, внимательно ли вы слушали и читали сказку?
ПЗ - Попробуем ответить на вопросы.
СМК – Будьте внимательны. Не повторяйте ответы друг друга.
С:
- Найдите доказательство того, что Маленькая Баба-яга проявляет настойчивость, упорство, смелость, ловкость.
Почему она не прибегает к помощи волшебства? - Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
КВ выполняется в ходе выполнения задания. Учитель корректирует и обобщает ответы детей.
ИВ - Молодцы, ребята!
- Называют слова:
Познавательные:
Выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
6. Закрепление УЗ №6 «Сравнение стихотворения и сказки»
УЗУ: обучать сравнительному анализу главных героев.
УЗу А теперь давайте сравним колдунью и Маленькую Бабу-ягу.
ПЗ – Для этого ответим на вопросы.
С:
– Чем же они похожи?
Чем отличаются?
Почему у колдуньи ничего не получалось, а у Маленькой Бабы-яги получилось?
ОРД учащиеся отвечают на вопросы по желанию, поднимая руку
КВ выполняется в ходе выполнения задания. Учитель корректирует и обобщает ответы детей.
ИВ – Ребята, а что бы вы пожелали маленькой колдунье?
Сходства: У них есть волшебные силы, они обе еще маленькие девочки.
Отличия:
Потому что колдунья ничего для этого не делала, она только желала, попусту тратила свою силу. А Баба-яга не тратила свою силу попусту и делала всё сама.
. Познавательные:
Выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
7. Подведение итогов - Сегодня мы читали новые произведения. Мы можем их отнести к народным сказкам? Почему?
- Оба этих произведения о колдуньях. Почему же эти колдуньи предстали перед нами такие разные?
Какое произведение вам понравилось больше? Почему?
Нет, у них есть автор
8. Домашнее задание Может, предложить им чтение наизусть стихотворения «Колдунье не колдуется» или выразительное чтение по ролям отрывка _________ (какого именно) из сказки Проислера. Резервное задание
УЗУ:
УЗу: Давайте подберём к картинкам строчки из текста.
ПЗ: Посмотрите на экран и найдите в тексте строчки для этой картинки.
С: Картинки на слайде
Картинка 1:…Он вдруг увидел, как покупательница села на метлу верхом! Она что-то бормотала себе под нос, и – вжик! – метла взлетела в небеса…
Картинка 2:…– Эта метла меня не слушается!- крикнула Маленькая Баба-яга.
С новой метлой дело обстоит так же, как с молодой лошадью: её надо сначала укротить и объездить. Если ты отделаешься при этом всего лишь разорванным фартуком, считай, что тебе повезло…
Картинка 3:…Наконец метла признала себя побеждённой, она совсем выбивалась из сил. Теперь метла повиновалась каждому слову
– Давно бы так!- удовлетворённо промолвила Маленькая Баба-яга.
Она поправила на голове платок, одёрнула платье, потом ласково похлопала метлу, и они плавно понеслись навстречу лесу…
ОРД: Посмотрите на картинку и найдите описание в тексте.
КВ: Выполняется в ходе выполнения задания. Учитель корректирует или обобщает ответы детей.
ИВ: Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались!
Коммуникативные:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
Выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
Познавательные:
Строить речевые высказывания в устной форме