МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МУЗЕЮ БОЕВОЙ СЛАВЫ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ НА ТЕМУ:
"УГОЛОК БОЕВОЙ СЛАВЫ"
Ф. И. О. разработчика - Мамаева Лариса Сергеевна
Место работы - МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"
Должность - учитель истории, химии и биологии
Адрес - Ростовская область,
Родионово - Несветайский район,
с. Аграфеновка, ул. Ленина, д. 37.
РАЗДЕЛ № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уголок Боевой Славы является центром военно-патриотического, гражданского воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.
Уголок Боевой Славы расположен в школьной рекреации МБОУ "Платово - Ивановская ООШ". Митинги, торжественная линейка, уроки Мужества проводятся на базе Уголка Боевой Славы.
Уголок Славы функционирует 10 лет. Он был организован 25 августа 2005 года преподавателем школы Костенко Надеждой Александровной, которая на тот момент преподавала историю. Знать свою историю - это знать историю своей малой Родины, своей страны. В настоящее время это очень важно для подрастающего поколения.
Силами учащихся МБОУ "Платово - Ивановская ООШ" и учителей была организована помощь ветеранам Вов. В настоящее время в нашем селе не осталось в живых ни одного ветерана.
Наша главная задача - задача учителей истории, - донести до нынешнего поколения историю военных лет, хронику тех исторических событий, которые мы забыть не вправе, историю войны и историю Великой Победы, которую ковали наши земляки - деды и прадеды.
С 2015 года руководителем комнаты Боевой Славы является учитель истории - Мамаева Лариса Сергеевна.
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ДАННОЙ ТЕМЫ
«Чем дальше в будущее смотрим,
тем больше прошлым дорожим».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость данной разработки вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный Уголок Боевой Славы, который является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Уголок создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный Уголок Боевой Славы является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.
Ценой дорогих утрат и невероятных испытаний был оплачен день Победы. Мы свято помним тех, кто не вернулся с поля битвы, чей бессмертный подвиг навечно занесен в героическую летопись Великой Отечественной войны 1941—1945годов, и тех, кто проявил героизм на полях войны. Навязанная нам агрессия была беспощадным экзаменом на жизненность социалистического строя, на крепость многонационального Советского государства, на силу патриотического духа советских людей. И этот экзамен огнем и мечом был нами выдержан.
Мы гордимся выстоявшими ценой невероятных усилий в жестокой битве, отстоявшими честь, свободу и независимость нашей Родины, теми, кто одержал Победу над злейшим врагом всего человечества и вернулся живым.
2. Цели:
обогащение Уголка Боевой Славы новыми документами, экспонатами;
широкая пропаганда знаний о героях исторических сражений, о тех личностях, которые составили славу нашей Родины, не жалея своей жизни;
систематизация уже имеющихся материалов;
разработка новых экскурсий, выставок, уроков;
привлечение учащихся к работе: поисковой, экскурсионной, шефской, оформительской;
развитие навыков исследовательской деятельности учащихся;
3. ЗАДАЧИ:
Увековечение в памяти народа имена славных сынов Отечества, защитивших интересы государства.
Проведение цикла встреч, лекций, классных часов, экскурсий в школьный уголок об участии в указанных событиях наших земляков.
развитие чувства патриотизма, уважения к боевым традициям, ответственности и чувства долга по отношению к своему народу, Родине, городу, микрорайону, семье.
4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССАХ
Уголок Боевой Славы – одно из эффективных средств воспитания учащихся, он является хранителем истории родного края. Школа имеет определенный опыт работы по воспитанию детей, собран материал для школьного уголка. Митинги, торжественные линейки, уроки Мужеств, мероприятия посвященные к празднованию дня Великой Победы проводятся на базе Уголка Боевой Славы. Данные мероприятия являются важным фактором патриотического воспитания. Были проведены уроки регионального компонент по теме: "Наши земляки - герои Великой Отечественной войны"
5. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НА КОТОРЫХ РАССЧИТАН МАТЕРИЛ
Уголок Боевой Славы позволяет прикоснуться обучающимся 1 - 9 классов к фронтовым событиям истории нашей малой Родины, села Плато - Ивановка. Возраст обучающихся на которых рассчитан материал - от 7 - до 15 - 16 лет.
6. ЦЕЛЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
Целевая установка Уголка Боевой Славы - создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании музееведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.
Уголок Боевой Славы является центром патриотического воспитания школьников. Еще он является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
7. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
• лекции • экскурсии • исторические игры, викторины• проектная и исследовательская деятельность • использование интернет – технологий • создание видеопрезентаций • посещение школьного Уголка Боевой Славы и музеев Ростовской области• оформление выставок, обновление экспозиций 8. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1)  словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
2) наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;
3) поисковый – сбор информации по заданной теме;
4) исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.
РАЗДЕЛ № 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР УГОЛКА БОЕВОЙ СЛАВЫ
А) создание стендов:
"Наши герои - полководцы".
" Сталинградский фронт",
"Дорогами войны"
"Победоносный 45"
Стенд, посвященный уроженцу Украины с. Горловка Донецкой области Моженко Василию Федотовичу, погибшему за освобождение села Плато - Ивановка
Б) Фотовыставка 1941 - 1945 гг.
1) Воспоминания фронтовиков о суровых буднях войны 1941 - 1945 гг.
2) Книга памяти малой Родины
3) Книга памяти Российской Федерации Ростовской области 1995 года.
4) Книга памяти Российской Федерации Ростовской области 2000 года.
5) Книга памяти Российской Федерации Ростовской области 2015 года.
6) Награды земляков, сражавшихся за Родину.
7) Альбомы о ветеранах войны села Плато - Ивановка "Они сражались за Родину"
8) Историческая летопись "Освобождению села посвящается..."
9) Экспозиция "Эхо войны" - штыки, солдатские каски, гильзы винтовок и залповых орудий.
10) Разработки классных часов о ВОв, викторины, игры и др.
11) Школьные сочинения о годах ВОв.
3. КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В течение года проводятся экскурсии по уголку Боевой Славы, уроки Мужества.
Ученики МБОУ "Платово - Ивановская ООШ" не прекращают и поисковую работу. Ребята записывали воспоминания ветеранов войны, тружеников тыла, жителей поселка и оформили весь материал в альбомы "Они сражались за Родину". На каждого ветерана времен ВОв есть боевой альбом воспоминаний.
Фонд уголка пополняется фактами героических событий отечественной истории. Для этого организуются книжные выставки, библиографические обзоры, презентации книг, викторины. Работа по реализации программы по патриотическому воспитанию ведется активно и планомерно. 
Ребята ведут общественную работу, шефствуют над памятником погибшим землякам. Силами учителей и обучающихся были созданы стенды: "Наши герои - полководцы", "Сталинградский фронт", "Дорогами войны", "Победоносный 45". Особую роль играет стенд, посвященный уроженцу Украины с. Горловка Донецкой области Моженко Василию Федотовичу, погибшему за освобождение села Плато - Ивановка. Ребятами была составлена историческая летопись "Освобождению села посвящается...". С помощью родителей, учителей и ребят были собраны осколки мин со времен ВОв, штыки, солдатские каски, гильзы винтовок, залповых орудий и многое другое. Так в Уголке Боевой Славы был сформирована экспозиция "Эхо войны".
В настоящее время, до юбилея - дня празднования 70 - летия Победы ВОв ни один из ветеранов не дожил, но мы помним их имена, они у нас в сердце. Мы преклоняемся перед всеми, кто защищал свое Отечество, кто добивался свободы для нас, живущих в XXI веке. У нас остались памятные воспоминания наших земляков о военных буднях фронта, которые активно используются на классных часах. Учителями нашей школы были проведены следующие мероприятия:
4. АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Передовые технологии работы :
1) создание компьютерных презентации;
2) обзоры книжных выставок с последующим написанием библиографического списка книг о войне;
3) поисковая работа.
5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Расширение диапазона мероприятий для школьников.
2) Сохранение и пополнение фонда Уголка Боевой Славы.
3) Создание условий для развития творческих способностей у учащихся.
4) Написание учащимися исследовательских работ.
5) Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно – патриотическим воспитанием
РАЗДЕЛ № 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы:
1. В обучающей сфере - в ходе обучения обучающиеся приобретают глубокие знания по истории нашей Малой Родины, с. Плато- Ивановка, Родионово - Несветайского района, Ростовской области и страны, выработают умения свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 2. В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 3. В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю уголка – выработка этих умений в процессе поиска, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Литература для учителя (в алфавитном порядке)
1.Архивные материалы газеты «Известия – Тур».
2. Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. – М., “Молодая гвардия”, 1965г.
3.Бушланов М.М «Сказание о Ленском» Ленск,1986 г.
5. 3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М Олимпиады по краеведению (из опыта работы). – М., “Просвещение”, 1965г.
6. Креин А. 3. Рождение музея. – М., Изд-во Советская Россия, 1969 г.
Литература для детей 1.Камкин А.В. «Истоки» М.,2002г.
2.Новосёлов А.И. «Здесь начиналась Родина». Ростов - на - Дону. 3.«Русская старина».Екатеринбург, 1997 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
№ мероприятия Предмет Наименование мероприятия Класс Ответственный Сроки проведения
1. история Внеклассное мероприятие
"Моя семья и Великая Отечественная война" 5 Костенко Н. А. 27 .09. 2014 года
2. обществознание "Что значит быть патриотом?" Анкетирование "Что я знаю о войне?" 6 Костенко Н. А. 13.10. 2014 года
3. биология Путешествие во времени о героях ВОв в честь которых названы сорта сирени 6 Мамаева Л. С. 20.11. 2014 года
4. литература Анализ произведения К. Симонова "Атака" 8 Куценко Л. Н. 3.12. 2014 года
5. Классный час. Как мы понимаем фразу: "Я - патриот" 9 Ушанева И. М. 15 .01 2015 года
6. история Внеклассное мероприятие на тему: "Парад исторических личностей. Полководцы ВОв" 5 - 9 Костенко Н. А. 19.02. 2015 года
7. музыка Праздничный концерт "Фестиваль военной песни" 1 - 9 Карпенко Н. А. 22.02. 2015 года
8. Общешкольное мероприятие "Урок Мужества"
1 - 9 Жукова Н. И.
Классные руководители
Костенко Н. А. 25.02.2015 года
9. история Викторина на тему: "Мои земляки" 6 - 9 Костенко Н. А. 14.03.2015 года
10. Обновление стендов Учителя, родители, ученики Апрель - май 2015 года
11. Парад - митинг "70 - летия Победы" 1 - 9 Жукова Н. И.
Ковалева Л. И. 09.05.2015 года
12. Участие в районном конкурсе "Гвоздики Отечества" 9 Карпенко Н. А.
Жукова Н. И. Март 2015 года
13. Участие в конкурсе "Города - герои" 7 Карпенко Н. А.
Ковалева Л. И. 22 апреля 2015 года
14. Мероприятие, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Тема: Никто не забыт, и ничто не забыто.
Цели:
Способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формировать у ребят чувство гордости за героическое прошлое своей страны.
Оформление: плакаты, фотографии ветеранов, работы и рисунки ребят, Слайды презентаций основных сражений Великой Отечественной войны.
********************
Ведущий: Двадцати семи миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.
Ведущий: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.
Ведущий: Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.
Ведущий:
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой Победы пройти!
Ведущий:
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же полными слёз.
Ведущий: 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно без объявления войны напала на наши мирные города и сёла. Началась Великая Отечественная война, длившаяся 1418 дней.
*3вучит запись песни «Священная война» (музыка А.Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача).
1чтец: Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели. Отступали мальчики - пыльными степями. Умирали мальчики, где - не знали сами. Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте. Не продали мальчики совести и чести.
2чтец: Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг,
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зелёная трава.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
Ведущий: В сентябре 1941 года враг взял в кольцо Ленинград. Начались 900 страшных блокадных дней и ночей.
1чтец: Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна... Над Ленинградом страшная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой, Но мы забыли, что такое слёзы, Что называлось страхом и мольбой. Свистят снаряды, свирепеет стужа...
»
Товарищи, мы в огненном кольце...
Ведущий: Как мог выстоять Ленинград? Зимой 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и всем задавал один вопрос: «Как мог выстоять народ? Как мог выстоять?»
Ведущий: Худые, измождённые лица ленинградцев, черепа, обтянутые жёлтой кожей. Лица, лишённые мимики, с огромными, глубоко посаженными глазами, почти неподвижными скорбными глазами.
Ведущий: Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью.
2чтец: Пусть помнят внуки подвиги труда.
Бессонный цех, огонь и грохот неба,
И жизнь, что взвешена была тогда
Всем поровну - сто двадцать граммов хлеба.
3чтец: Враг силой не мог нас осилить -
Нас голодом хочет он взять, Отнять Ленинград у России, И в плен ленинградцев забрать.
4чтец: Такого вовеки не будет
На невском святом берегу, Рабочие русские люди Умрут- не сдадутся врагу.
Ведущий: Символом страшной блокадной поры стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой: «Лека умер 17 марта в 5 час. Утра 1942 г. Мама 13 марта в 7.30 утра 1942г. Савичевы умерли все... Осталась одна Таня». Но и Таню спасти не удалось, она умерла в эвакуации.
Ведущий: 27 января!944 года Ленинград был освобождён.
Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало-Казалось, что всё небо грохотало... Приветствуя великое начало Весны уже не знающей преград!
Ведущий: С беззаветным мужеством сражались советские воины, защищая каждую пядь родной земли в грозном 1941 году. Однако, слишком неравны были силы в то трагическое время.
Ведущий: И вот опять истории страница
Покрыта кровью подмосковных битв. Тремя путями враг к Москве стремится, Путём единым будет он отбит.
Чтец: Твёрдым шагом идут батальоны в туманной дали. Сталь штыков, как рабочего воля светла и строга. Мы Родине клятву великую дали— Отогнать от Москвы броневые колонны врага.
Чтец: Вперёд! В наступленье! Назад ни шагу!
За нашей спиной Москва! (Звучит песня о защитниках Москвы, А на экране слайды о боях под
Москвой)
Чтец: В железной печурке угли догорают,
Подёрнуты пеплом седым.
Окончился ужин. Бойцы отдыхают,
Густеет махорчатый дым.
Бойцы потихоньку ведут разговоры,
Вот песню запел командир... (Песня «В землянке», муз. К. Листова, ел. А.Суркова)
Чтец: На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звёзды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны.
Чтец: Да разве об этом расскажешь -В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один... Ты шла, затаив своё горе, Суровым путём трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели, У той у далёкой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты. Бросалися в грохоте, в дыме Советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни От бомб, начинённых тобой...
( М. Исаковский «Русской женщине»)
Чтец: Немецкими танками смяты посевы,
Свинцовая хлещет пурга.
Но грозное пламя народного гнева
Бушует в тылу у врага...
(Звучит песня «Туманы мои, растуманы» муз. В. Захарова, ел. М. Исаковского)
Ведущий: Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду.
Чтец: Гулко катился в кровавой мгле Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле, Насмерть солдат стоял. Знал он, что нет дороги назад-Он защищал Сталинград. Чтец: Танк на него надвигался, рыча, Мукой и смертью грозил. Он, притаившись в канаве, с плеча Танки гранатой разил. Пулю за пулю. Снаряд за снаряд. Он защищал Сталинград. (Демонстрация слайдов «Сталинградская битва»)
Чтец: И пробил час. Удар обрушен первый -От Сталинграда пятится злодей. И ахнул мир, узнав, что значит верность, Что значит ярость верящих людей.
Ведущий: 31 января 1943 года капитулировала южная группировка немецких войск во главе с командующим 6-й армии Паулюсом. 2 февраля капитулировали остатки армии.
Ведущий: А впереди ещё были грозовые сороковые. Летом 1943 года враг сосредоточил на Курской дуге огромные силы и перешёл в наступление. Лавиной шли «тигры» и «пантеры».
Чтец: Под ливнем стали перекрёстным, Упал боец на пулемёт. Он в звёздный миг под небом звёздным Открыл для взвода путь вперёд.
Чтец: Пехота вступает в Орёл,
Врываются в Бел город танки.
Ведущий: 5 августа 1943 года, на третий год войны, московское небо впервые в истории Великой Отечественной войны озарил фейерверк. Москва салютовала нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород. ( Песня « Нам нужна одна победа») Ведущий: И в гром московских батарей
Вплетает голос свой народ.
Приветствует богатырей,
Торопит их! - Вперёд! Вперёд!
Чтец: Идут полки,
Идут полки на запад, Осуществляя Родины приказ.
Чтец:...И принося винтовку на весу,
Со щёк своих обветренных, шершавых,
Смахнул солдат слезу
На улице разрушенной Варшавы. (Звучит песня «Алёша», муз. Э. Колмановского, ел. К. Ваншенкина)
Чтец: Рванулась грозная лавина Стальной пехоты и машин Стремительно, неудержимо С одною мыслью - на Берлин.
Чтец: Мы шли и шли в атаки неустанно.
Берлин пылал. Дымился каждый дом. А май свечами укрывал каштаны В разрытом парке, где катился гром.
Чтец: Шёл жаркий бой за каждый дом и выступ, Валились башни в сломанных крестах. Как жаждали мы ринуться на приступ, Пробиться к центру, где горит рейхстаг.
Чтец: Ещё горячкой боя сердце билось, А в мир уже вступала тишина, Как будто время здесь остановилось, Не веря вдруг, что кончилась война.
Чтец: Пред арками обугленного свода В какой-то первозданной тишине Солдаты величайшего народа Расписывались прямо на стене.
Чтец: Открыто все своё писали имя,
Чтоб знали люди будущих времён,
Что подвиг сей, свершённый всеми ими,
Во имя человечества свершён.
(Звучит песня «День Победы» муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова)
Ведущий: Чем дальше мы уходим от войны И нас с тобою тишина объемлет, Тем всё сильней и явственней слышны Её раскаты, вздыбившие землю.
Ведущий: Чем дальше мы уходим от войны, И чем спокойней синие закаты, Тем резче нам в закатной мгле видны Огнём войны обугленные хаты.
Ведущий: Чем дальше мы уходим от войны,
Сполна всю горечь этих лет познавши, Не понаслышке, не со стороны, Тем ближе нам воспоминанья наши.
Ведущий: Чем дальше мы уходим от войны И чётче обнажаются вершины, Тем полнозвучней голос тишины, Тем всё понятней, что мы совершили.
Ведущий: Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!