Конспект открытого урока в 7 классе по рассказу Булгакова Стальное горло


Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.
Внеклассное чтение
Тема: Нравственные ценности в рассказе М.А.Булгакова «Стальное горло».
Цели:
Образовательная: обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; обсудить проблему трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;
Развивающая: углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность.
Ход урока:
Есть счастье ещё и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.
Э. Асадов
Словарная работа. Учитель: прочитайте слова, которые записаны на доске «честь»»долг» «ответственность». Они вам хорошо знакомы. Приведите в пример жизненные ситуации, к которым можно отнести эти понятия.
Слово учителя. Понятия «честь», «долг», «ответственность» идут рядом с нами по жизни. Малыш только встал на ноги и сделал первые шаги, а мама пытается внушить ему, что нельзя причинять боль другому. Сын или дочь научились писать первые буквы, а им рассказывают о том, что нужно всегда прийти на помощь человеку, если он окажется в беде.
Произошло землетрясение, вышла река из берегов и затопила деревню, взорвалось здание – и спасатели МЧС первыми прибывают к месту трагедии и ведут борьбу за человеческую жизнь.
Вспыхнула искра, разгорелась огнём, и вот уже пламя величиною со столб охватило дом – гудит сирена и к вам на помощь мчатся пожарные.
Ваше тело раздирает боль, нет сил справиться с ней – и вот уже люди в белых халатах рядом с вами, это они поставят вас на ноги и дадут новую жизнь.
Человек, попавший в беду, страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. Спасение жизни, облегчение страданий – вот в чём суть деятельности медицинского персонала, вот в чём их профессиональный долг.
Работа с эпиграфом.
Об этом и рассказ М. А. Булгакова «Стальное горло», с которым мы будем работать на уроке. И наша задача попытаться ответить на вопросы: что значит быть настоящим человеком, проследить, как происходит становление молодого врача; что предстоит ему пройти, чтобы с честью выполнить свой долг и преодолеть внутренний страх, и из чего складывается врачебный долг.
Булгаков Михаил Афанасьевич окончил медицинский факультет Киевского университета и получил звание «лекаря с отличием».
Он смолоду ценил честь, достоинство, всегда был верен долгу врача, писателя.
Индивидуальное сообщение учащегося. Биография М.Булгакова.
Беседа с классом
- Где происходит действие рассказа?
- Что значит сельский врач?
- Можно ли считать этот рассказ автобиографичным? Почему?
- Чего боялся молодой человек и почему? Как это описывает автор?
- Какие мысли посещают врача при виде больной девочки?
- Почему же молодой врач всё-таки решился на операцию?
- Как ведёт себя врач перед операцией-
С какими трудностями столкнулся врач при операции? Каким он предстаёт во время операции?
- Как дальше сложилась судьба врача?
Какова композиция данного рассказа. Повторение. Композиция – построение художественного произведения.
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Заключение
Экспозиция – знакомство с молодым врачом
Завязка – привезли умирающую девочку
Развитие действия – подготовка к операции
Кульминация – ход операции
Развязка- ребёнок спасён
Заключение – возвращение доктора домой, его дальнейшая судьба
Главные герои рассказа . Составление кластера
Сравнительная характеристика описания героев в начале и конце рассказа. Работа в тетради. Работа с презентацией.
Вывод. Что мы увидели, благодаря этому заданию? ( Всем тяжело. Все страдали, но закончилось удачно, благодаря доктору.)Тема и идея рассказа. Работа с эпиграфом.
Тема – о трудном случае в жизни врача.
Микротемы –
Жизнь и здоровье
Слаженная работа
Темнота крестьянства
Благодарность
Идея – победа над собой во имя другого человека.
Составление синквейна на заготовленных карточках цветными ручками или фломастерами.
Д.З.Сочинение – миниатюра. Что нового я узнал о профессии врача