Статья Возможности исторической реконструкции в развитии личности детей и молодежи


Вешкурцева Надежда Федоровна
канд. психол. наук, доцент ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. ТобольскКазымов Михаил Рауфовичстудент 6 курса ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск
Возможности исторической реконструкции в развитии личности детей и молодежи
Историческая реконструкция – довольно молодой вид молодёжного досуга. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством.
Историческая реконструкция – воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников [4].
Разновидностей исторической реконструкции великое множество – от Древнего Рима до времен Второй мировой войны. Все это связано с воинской культурой и военной историей. Но существуют и мирные течения в исторической реконструкции. Самое основное из них – это ремесло. На фестивалях можно видеть людей, которые делают глиняную посуду, ткут ткань, режут по кости, шьют кожаные изделия, обрабатывают дерево, вяжут иглой. Реконструкция технологических процессов – очень увлекательное занятие и, в отличие от войны, открыто для участия женщин.
Историческая реконструкции – необычайно яркое зрелище. Буквально каждый участник реконструкции привлекает внимание своей непохожестью на других. Одежда, вооружение – все предметы ручной работы, все они уникальны, и уникальным получается каждый образ [3].
Глядя на сложные костюмы и доспехи, складывается впечатление, что занятие средневековой реконструкцией – недешевое удовольствие... Это не совсем так. Есть некоторые виды реконструкции, которые действительно требуют вложения средств. Дорого быть бойцом. Но приобщиться к этому занятию на начальном уровне стоит не так уж дорого. Минимальный комплект, достаточный для того, чтобы вы ехать на фестиваль, – льняная рубашка и штаны. Это может позволить себе и студент, и школьник, как и поршни – самую простую обувь из кожи.
Увлечение исторической реконструкцией – занятие многолетнее. Приходя в клуб, парни и девушки начинают постепенно, по мере углубления в предмет, подбирать для себя и вещный комплекс. Они уже понимают, что одежда, сшитая из ткани, купленной в магазине, это не совсем то, что нужно; задумываются о том, что надо купить домотканую или своими руками соткать. Некоторые сооружают себе ткацкий станок и так далее... Можно подпоясаться веревочкой, а можно – тканым узорным поясом. А у многих опытных воинов можно увидеть кожаные пояса с серебряными бляшками, которые весят килограмма по полтора. Наличие такой вещи – показатель серьезности увлечения [ REF _Ref356209422 \r \h 1].
Знания и навыки, которые люди приобретают, занимаясь реконструкцией, добавляют им уверенности в себе. Умея добыть огонь с помощью двух палок, они смогу выжить в экстремальной ситуации, а другой человек, который, может быть, прекрасно владеет компьютером, оказавшись в тех же условиях, погибнет. Навыки простой жизни, жизни без роскоши, когда человек может обходиться малым и не впадать от этого в депрессию, – это залог жизнеспособности общества.
Сегодня историческая реконструкция заслуженно заняла одно из ведущих мест в деле воспитания детей и молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Историческая реконструкция – это единство как минимум трех граней личности человека: правильная ценностная ориентация в образе жизни; наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности (т. е. обладание в этой области человеческой культуры конкретными знаниями и навыками); потребность в повседневных занятиях с целью активного самосовершенствования [3].
В нравственном отношении занятия исторической реконструкцией могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, гордость и благодарность прошлым поколениям – таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий исторической реконструкцией. В интеллектуальном отношении занятия исторической реконструкцией представляется широким полем творческого поиска Все это способствует развитию таких отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность, чему в значительной мере способствуют исследовательский характер и многоконтактность общения при занятии исторической реконструкцией.
В эстетическом отношении главное в занятиях исторической реконструкцией – это познание красоты исторического костюма, умение его создать, демонстрация этой красоты, неисчерпаемых духовных, физических и мастеровых возможностей человека.
В волевом отношении продуктивные занятия исторической реконструкцией немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека – целеустремленности, настойчивости, самодисциплины и инициативности [2].
Занятие исторической реконструкцией может служить позитивным средством воспитания человека, учитывая возможность их воздействия на нравственность, интеллект, эстетичность, волю.
Таким образом, историческая реконструкция – увлекательное занятие для детей и молодежи. Внеклассную работу можно построить на основе исторической реконструкции, т.к. это способствует развитию интереса к истории, технологии. Позволяет учащимся развивать практические навыки в работе с различными материалами – тканью, железом, кожей. Развивает творческие способности детей.
Литература:
Абалакское поле: всероссийский фестиваль исторической реконструкции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.abalak.su/pole.htmlБыков А. Историческая реконструкция. Проблемы и решения. – СПб.: Питер, 2003. – 345 с.Клуб исторической реконструкции «Ильвинг». – Режим доступа: http://vkontakte.ru/club1089465Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru/wikipedia/org