Кружок по исторической реконструкции

Пояснительная записка
Исходя из приоритетных направлений модернизации образования, главной целью модернизации технологического образования является социализация учащихся через формирование и развитие технологической, экологической культуры, творческого мышления.
С этой позиции технологическое образование следует рассматривать как образование, направленное на:
формирование и развитие технологической, экологической и экономической культуры личности учащихся, через развитие творческого технологического мышления;
комплекса технологических способностей и качеств личности;
социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности - как результат сформированность знаний основ технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред.
Творческая технологическая деятельность способствует формированию у учащихся преобразующего мышления, навыков исследовательской и изобретательной работы, технологической культуры - овладение логикой профессионального поведения человека, опытом креативной деятельности, способами организации технологических процессов. Учащихся необходимо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности. Создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, у них развивается пытливость ума, способность к самооценке, видение проблемы и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Занятия художественной, творческо-технологической практической деятельностью являются актуальными, т.к. решают не только задачи технологического воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации
Так же одной из важнейших задач является приобщение учащихся к изучению основ конструкторской – изобретательской, художественной деятельности через организацию внеурочной деятельности.

Актуальность: дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Историческая реконструкция костюма» при изучении основ конструкторской – изобретательской, художественной деятельности выражается в её направленности на развитие, предметных, метапредметных, личностных компетенций учащих технологической, экологической культуры, творческого мышления учащихся. Интегрирует в своём содержании изобразительное искусство, черчение, математику, анатомию, МХК, культурологию, ИКТ.
Историческая реконструкция воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.
Разновидностей исторической реконструкции великое множество – от Древнего Рима до времен Второй мировой войны. Все это связано с воинской культурой и военной историей. Но существуют и мирные течения в исторической реконструкции. Самое основное из них – это ремесло. Реализация программы «Историческая реконструкция костюма» расширяет кругозор учащихся, повышает их общую культуру, стимулирует интерес к изучению истории, техники и традиций, технологии изготовления атрибутов костюмов и быта, развивает технологическое мышление, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личности, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них интереса к активному познанию истории, материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительному отношению к труду.
Новизна программы состоит в следующем: предложено новое решение проблем дополнительного образования; расширяет возможность знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества; позволяет максимально разнообразить использование инструментов и материалов при создании изделии; расширяет и углубляет знания ребенка о различных видах декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность программы. Содержание нацелено на активизацию художественно – эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Программа разработана в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Целью программы: формирование и развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических компетенций и качеств личности учащегося.
Задачи:
Образовательные:
формирование специальных знаний, умений и навыков по технологии изготовления костюма исторической реконструкции на углублённом уровне;
формирование информационной, проектной, исследовательской культуры, умений осуществлять обработку информации за счёт использования различных текстовых, графических баз данных;
формирование у учащихся умения переноса знаний, умений и навыков в новую образовательно-практическую ситуацию - выполнение индивидуальных творческих работ.
Развивающие:
развитие мотивации познавательной и творческой активности, креативности учащихся;
развитие умения работать в коллективе и индивидуально;
развитие умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации;
развитие рефлексии - умений осознанно строить и оценивать свою деятельность (самореализация, самоопределение).
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами;
формирование художественного и эстетического вкуса;
формирование высокой коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Историческая реконструкция костюма» рассчитана на 1 год обучения, на
72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 1 час 30 минут, с учётом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия;
Перерыв между учебными занятиями 10 минут.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы является учебное занятие.
Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный. Набор учащихся в группы свободный, количество учащихся в группах -12.
По виду деятельности программа технологическая; по форме реализации – групповая.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их потенциальных возможностей и рассчитана на детей средней и старшей возрастной группы.

В результате освоения программы развиваются следующие качества личности:
самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение;
добросовестное отношение к учению и общественно-полезному труду;
владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;
сформировавшаяся потребность в самообразовании и в дальнейшем развитии профессиональных навыков и умений;
самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;
умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, эстетически оценивать окружающую действительность.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
культурой труда, уважительным отношением к труду и результатам труда.

Методическое обеспечение занятий
Для осуществления образовательной деятельности характерен деятельностный подход. Так как историческая реконструкция предполагает в основном эвристические и исследовательские методы приобретения новых знаний, а постановка цели чаще всего предполагает постановку проблемы.
Форма организации образовательной деятельности- мастерские: педагогу отводится роль координатора, направляющего познавательную активность школьника, т. е. не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником .
В процессе коллективной и индивидуальной деятельности учащиеся знакомятся с особенностями и свойствами различных материалов, основами подготовительного процесса, принципами ручной и механической обработки материалов, изучают историю и пути развития технологии. При этом хорошо прослеживается связь основ наук (история, физика, геометрия, химия и т.д.), изучаемых в школе, с их деятельностью в творческом объединении.
На занятиях в группах учащиеся, изучая историю развития быта (костюма, вооружения и способов изготовления реплик и макетов) систематизируют знания, полученные ими на уроках в школе. Решая различные возникающие на занятиях в группе технические или технологические задачи, учащиеся учатся представлять конечный результат, будущую конструкцию, её форму, размеры и материалы, используемые в работе над ней. То есть мысленно строят образ того объекта и образа, который будет ими создан. Выполнить эскиз (чертёж) предмета, изготовить лекало, подготовить материал и заготовку. Оформить предмет в соответствии с временными рамками периода, когда изготавливался этот предмет. В этом случае работа, безусловно, требует более высокого уровня, чем начальные знания, полученные в школе, и стимулирует учащихся на добывание недостающих знаний как на занятиях в группе, так и самостоятельно. Занятия в группе формируют у учащихся технологическую, экологическую и экономическую культуры личности учащихся, через развитие творческого технологического мышления, знания основ технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред,
интерес к той или иной профессии, заставляют беречь и правильно распределять время, рационально расходовать материал, формируют правила поведения в коллективе, отношения между людьми.
А главное, они овладевают различными навыками, так необходимыми в дальнейшей жизни.
Организация образовательной деятельности формирует у учащихся основы умения учиться и способности к организации своей деятельности; умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку. Позволяет ученикам развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дает возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний. Творческая самореализация учащихся происходит через индивидуальные и групповые занятия.
В соответствии с поставленными целями и задачами в ходе реализации программы используются следующие формы, методы и приёмы работы:
Формы:
индивидуальная;
работа в парах;
индивидуально-групповая;
групповая;
фронтальная.
Методы и приёмы:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрация);
практические;
проблемно-аналитические;
частично-поисковые;
исследовательские;
метод проекта;
экскурсии;
работа с учебными источниками (учебная, справочная и специальная литература), электронные источники (Интернет, электронные пособия, схемы, чертежи, инструкционные карты, др.).
Дидактическое обеспечение:
раздаточный материал (чертежи , инструкционные карты,);
учебная, справочная, специальная литература;
электронные, мультимедийные источники
При реализации программы используются технологий обучения:
технологии системно-деятельностного обучения;
технологии развивающего обучения;
технологии самостоятельного проблемно - аналитического поиска решений;
интенсивного обучения;
коммуникативного обучения;
здоровьесберегающие технологии

Условия реализации программы:
Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах - мастерских. Кабинеты для занятий групп учащихся должны соответствовать (по площади, освещению) СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41

Материально-техническое обеспечение:
Наличие современной, исправной, материально-технической базы швейной и столярной мастерской.
Наличие наглядных и методических пособий, рассчитанных на стимуляцию высокой творческой активности учащихся (схемы, чертежи, специальная литература).
Наличие инструментов и приспособлений для выполнения ручных работ.
Наличие индивидуального рабочего места учащегося для выполнения ручных работ.
Наличие материалов (металл, металлическая проволока, лен, кожа).
Наличие компьютера, принтера, ксерокса, сканера.
Особенности организации образовательного процесса:
Внимание к интересам каждого учащегося, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному), к его способностям, т. е. личностно-ориентированный, дифференцированный подход к учащимся.
Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учащегося, решение субъективно-творческих задач при изучении различных тем.
Атмосфера доверия, комфорта, взаимоуважения, взаимопомощи.
Механизм оценки результатов, полученных в ходе реализации программы.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся проводится 3 раза в год.
Виды контроля:
начальный уровень – 15-25 сентября;
промежуточная аттестация – 20-26 декабря;
итоговая – 12-19 мая
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях. Для текущего контроля используются следующие методы: наблюдение, опрос, собеседование, выставки, тестирование.
Контроль ЗУН проводится в следующей форме:
Практическое занятие.
Для контроля ЗУН используются следующие методы:
Практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа, наблюдение, тестирование.

Критерии оценки результатов, полученных в ходе реализации программы.
1- год обучения:
Начальный:
умение пользоваться оборудованием и инструментами;
навыки самостоятельности, практики, творчества;
аккуратность в выполнении работы;
техника безопасности.
Промежуточная аттестация:
владение основными приёмами технологии изготовления исторического костюма;
владение специальной терминологией;
владение информационной культурой;
Итоговая аттестация:
умение проектировать процесс изготовления исторического костюма;
умение самостоятельно выбирать и обосновывать технологию изготовления изделий;
креативность и качество выполнения практических работ;
знание технологии изготовления исторического костюма;
умение выступать и вести дискуссию.

Предполагаемый конечный результат:
личностные;
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
метапредметные;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
программные
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда.

Воспитательная работа с учащимися
Региональный компонент – встречи с коренными жителями в рамках мероприятия «Неделя народов Ямала». Презентация проектов обучающихся по темам: «Предметы быта и одежда», «Орнамент», «Среда обитания»;
пропаганда здорового образа жизни – встреча со специалистами МУЗ ЦРБ, коллективные походы в ледовый дворец, на лыжную базу выходного дня;
благотворительные акции - подарок ветерану (Великой Отечественной войны, педагогического труда), посылка солдату.
Работа с родителями.
Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного периода в форме:
встреч;
индивидуальных бесед;
индивидуальных консультаций;
организации и участия родителей в воспитательных мероприятиях.







Тематический план

Задачи:
Образовательные:
формирование специальных знаний, умений и навыков по технологии изготовления костюма исторической реконструкции на углублённом уровне;
формирование информационной, проектной, исследовательской культуры, умений осуществлять обработку информации за счёт использования различных текстовых, графических баз данных;
формирование у учащихся умения переноса знаний, умений и навыков в новую образовательно-практическую ситуацию - выполнение индивидуальных творческих работ.
Развивающие:
развитие мотивации познавательной и творческой активности, креативности учащихся;
развитие умения работать в коллективе и индивидуально;
развитие умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации;
развитие рефлексии - умений осознанно строить и оценивать свою деятельность (самореализация, самоопределение).
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами;
формирование художественного и эстетического вкуса;
формирование высокой коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.


Тема

Всего часов
Теория
Практика

Вводное занятие.
2
2
-

Выбор исторического события. Теоретическая часть, общее ознакомление.
2
2
-

Углубленное изучение выбранных эпох.
8
4
4

Изготовление копий исторических предметов необходимых для реконструкции.
56
6
50

Проведение исторической реконструкции.
2
-
2

Итоговое занятие.
2
2
-

итого:
72
17
55


Учащиеся по окончании обучения:
Знают:
технику безопасности;
свойства материалов (металла, тканей, кожи);
историю быта, одежды, исторических событий то эпохи по которой изготавливали костюм;
технологию изготовления исторического костюма .
Умеют:
соблюдать технику безопасности;
снимать мерки и создавать исторические костюмы;
выбирать и подготавливать ткань по какому либо историческому событию;
выполнять изделия;
технологически грамотно применять терминологию.

Учебный план


№ п/п
Тема
Всего часов
Теория
(часов)
Практика
(часов)


Вводное занятие
2
2



Выбор исторического события
2
2



Экскурс в историю России
1
1
2


Экскурс в историю Европы (Скандинавии)
1
1
2


Углубленное изучение выбранных эпох.
8
5
3


Основные события эпохи.

1
1


Изучение быта и культуры.

2
1


История костюма по выбранной эпохи.

2
1

4.
Изготовление копий исторических предметов необходимых для реконструкции.
56
6
50


Индивидуальная практическая работа

1
1


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа

1
1


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа

1
1


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа

1
1


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа

1
2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа

1
1


Индивидуальная практическая работа


2


Индивидуальная практическая работа


2


Итоговое занятие


2

5.
Проведение исторической реконструкции.
2
-
2


Инсценировка исторических событий (Ролевая игра).


2

6.
Итоговое занятие.
2
2
-


Итого
72
17
55



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1) Вводное занятие.
Теория: цели и задачи учебной группы, с режимом работы, правилами внутреннего распорядка, с характером последующих занятий (теоретические и практические), правилами пожарной безопасности (ознакомить с путями эвакуации в случае возникновения пожара), правилами дорожного движения.
Суть исторической реконструкции. Происхождение и роль в обществе.
Форма организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: эвристическая беседа, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж.
Дидактическое обеспечение: инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, план эвакуации, правила дорожного движения, фотоальбом, CD.
Формы, методы контроля: опрос, собеседование.

2) Выбор исторического события.
Теория: Экскурс в историю России. Экскурс в историю Европы (Скандинавии).
Форма организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: эвристическая беседа, словесно-иллюстративный, объяснение.
Дидактическое обеспечение: презентации исторических событий, CD.
Формы, методы контроля: опрос, собеседование.

3) Углубленное изучение темы, просмотр фильмов.
Теория: Просмотр художественных и документальных фильмов по теме. Основные события эпохи. Изучение быта и культуры. История костюма по выбранной эпохи.
Форма организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: эвристическая беседа, словесно-иллюстративный, объяснение.
Дидактическое обеспечение: CD, презентации, историческая литература.
Формы, методы контроля: опрос, собеседование.

4) Изготовление копий исторических предметов необходимых для реконструкции.
Теория: изготовление копии исторических предметов: костюмы, снаряжение и доспехи.
Форма организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: эвристическая беседа, словесно-иллюстративный, объяснение.
Дидактическое обеспечение: ткани, металл, нитки, кожа.
Формы, методы контроля: опрос, собеседование.

5) Проведение исторической реконструкции.
Теория: Этот этап является кульминационной частью, когда дети, подготовив материальную часть и отрепетировав представление, проводят историческую реконструкцию. При этом могут присутствовать их родители, гости и все желающие.
Форма организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: эвристическая беседа, словесно-иллюстративный, объяснение.
Дидактическое обеспечение: исторические источники, презентации об исторических событиях, CD.
Формы, методы контроля: наблюдение.

6) Итоговое занятие.
Теория: на этом занятии проводиться разбор состоявшегося мероприятия, проводиться работа над ошибками, выявление отличившихся и награждение участников памятными значками.
Форма организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: эвристическая беседа, словесно-иллюстративный, объяснение.
Дидактическое обеспечение: комплекс исторического костюма, презентации, видео.
Формы, методы контроля: опрос, собеседование.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абалакское поле: всероссийский фестиваль исторической реконструкции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.abalak.su/pole.html
Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подроствков [Текст] / А.С. Адаменко. – М.: Аванта +, 2003. – 164 с.
Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся [Текст] / В.Е. Алексеев. – М.: Педагогические технологии, 2004. – 188 с.
Андреенко В.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии в общеобразовательной деятельности [Электронный ресурс] / В.И. Андреенко // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522328/
Будур Н.В. Повседневная жизнь викингов. IX – XI века [Текст] / Н.В. Будур.- М.: Мол. Гвардия, 2007.- 463 с.- (Живая история. Повседневная жизнь человечества)
Бузов Б.А. Материаловедение швейного производства [Текст] / Б.А. Бузов. – М.: Лебедь, 2004. – 120 с.
Быков А. Историческая реконструкция. Проблемы и решения [Текст] / А. Быков. – СПб.: Питер, 2003. – 345 с.
Викинги. Набеги с севера: энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» [Текст]. – М.: Терра, 1996. – 168 с.
Викинги носили алые шелка и блестки [Текст] // Вокруг света. – 2011. - № 6 .- С. 5
Власова Т.С. Урок технологии «Технология обработки кожи. Изготовление аксессуаров из кожи» [Электронный ресурс] / Т.С. Власова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522328/
Губенков С.Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому мастерству в средних профтехучилищах [Текст] / С.Ю. Губенков. – М.: Исток, 2002. – 162 с.
Гуревич А.Я. Походы викингов [Текст] / А.Я. Гуревич. - М.: Университет, 2005. - 208 с. - (Золотой запас знаний)
Довнич И.И. Технология производства обуви [Текст]: учеб.пособие / И.И. Довнич. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе [Текст] / В.К. Дьяченко.- М.: Амфора, 1998.- 222 с.
Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]: учеб.пособие / В.В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 184 с.
Жихарев А.П. Материаловедение [Текст]: швейное производство: учеб.пособие / А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. – М.: Академия, 2005. – 240 с.
Иванова А.А. Ручная вышивка [Текст]: учеб.пособие / А.А. Иванова. – М.: Академия, 2007. - 64 с.
Иванова М.В. Активизация учащихся на уроках технологии [Текст] / М.В. Иванова // Школа и производство. – 2006. - № 4. – С. 62-64
История костюма, составленная Наталией Будур [Текст]. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 480 с.
Капер Д.П.. Викинги Британии = TheVikingsofBritain [Текст] / Д.П. Капер; науч. ред. А.А. Хлевов.- СПб.: Евразия, 2003. - 272 с.
Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся [Текст] / А.А. Карачев // Школа и производство. – 1997. - № 2. – С. 10-12
Клементс Дж. Исчезнувший мир. Викинги [Текст] / Дж. Клементс.- М.: Аттикус, 2008. – 134 с.
Комиссаржевский Ф. История костюма [Текст] / Ф. Комиссаржевский. – Мн.: Современ. литератор, 2001. – 496 с.
Комский Д.М. Основы теории творчества [Текст] / Д.М. Комский. – Екатеринбург: Школа, 2003. – 180 с.
Конструирование одежды [Текст]: учеб.пособие / Э.К. Амирова [ и др.]. – М.: Мастерство, 2002 - 496 с.
Конышева Н.М. Учебный предмет «Технология» в современной общеобразовательной школе [Текст] / Н.М. Конышева // Педагогика. – 2009. - № 3. – С. 40-45
Кружковая работа [Текст] // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 /гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993. – С. 478
Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах [Текст] / В.М. Курятов.- Спб.: Педагогика, 2000.- 201 с.
Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: пособие для классного руководителя / В.О. Кутьев. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование [Текст] / А.А. Лаврушина // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: тезисы III региональной научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. –С. 119-120
Лебедев Г.С. Эпоха викингов в северной Европе [Текст] / Г.С. Лебедев. – М.: Омега – Л., 2007. – 208 с.
Леденева И.Н. Индивидуальное изготовление и ремонт обуви [Текст]: учеб.пособие / И.Н. Леденева. – М.: Академия, 2004. – 448 с.
Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке [Текст] / Х.И. Лийметс.- М.: Наука, 1975.- 104 с.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М.Н. Мерцалова. - М.,1993 - 1995
Милушкин В. Чему и как учить детей на уроках труда [Текст] / В. Милушкин // Народное образование. – 2003. - № 10. – С. 163-170
Нестандартные формы внеклассной работы [Текст] / сост. Н.М. Скоркина. – Волгоград: Учитель. – 74 с.
Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках трудового обучения во внеурочной деятельности [Текст] / Т.А. Новикова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 14-17
Одежда викингов: археологические источники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teldagor.narod.ru/teldagor/ov.htm
Пирсон Э. Викинги [Текст] / Э. Пирсон. – М.: Логос, 1994. – 48 с.
Пожидаев Н.Н. Материалы для одежды [Текст] / Н.Н. Пожидаев. – М.: Культура, 2005. – 376 с.
Реконструкция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Роэсдаль Э. Одежда викингов [Текст] / Э. Роэсдаль // Мир викингов дома и за рубежом. – СПБ.: Всемирное слово, 2001. – С. 32 - 37
Самородский П.С. Технология [Текст].: технический труд. 7 класс: учебник / П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб. –М.: Вентана-Граф, 2008. – 158 с.
Серебренников Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы [Текст] / Л.Н. Серебренников // Школа и производство. – 2006. - № 4. – С. 2-5
Симпсон Ж. Викинги: быт, религия, культура [Текст] / Ж. Симпсон. – М.: Центрполиграф, 2005. – 238 с.
Скатова Н.Н. Коллективный способ обучения на уроках труда [Текст] / Н.Н. Скатова, А.И. Тимошенко // Школа и производство. – 1998. - № 5. – С. 77-80
Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева [Текст]: учеб.пособие / Б.А. Степанов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2005. – 328 с.
Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении [Текст] / С.Г. Танцоров.- Рига: Эксперемент, 1997. - 100 с.
Фаизов А.А. Интегрированные уроки и спецкурсы при преподавании технологии [Текст] / А.А. Фаизов // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: тезисы III региональной научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. –С. 118 - 123
Финно-угры и балты в эпоху средневековья [Текст] / Л.А. Голубев [и др.]; отв. ред. В.В. Седов. - М.: Наука, 1987. – 509 с. – (Археология СССР)
Хольгер А. Викинги [Текст] / А. Хольгер – СПб.: Евразия, 2003. – 320 с.
Художественная обработка кожи [Электронный ресурс] // Энциклопедия технологий и методик. – Режим доступа: http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20koza/hydoz_koza/hydoz_koza-1.htm
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении [Текст] / Г.А. Цукерман.-
Томск: Пеленг, 1993.- 345 с.
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе [Текст]: книга для учителя / И.М. Чередов.- М.: Просвещение, 1988. -116 с.
Щербинина А. «Абалакское поле»: вперед в историю! [Электронный ресурс] / А. Щербинина // TumenToday.ru: информационно-деловой портал. – Режим доступа: http://www.tumentoday.ru/2010/07/07/«абалакское-поле»-вперед-в историю/
Клуб исторической реконструкции «Ильвинг». – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·e15