Урок истории в 5 классе Возникновение искусства и религиозных верований


Урок истории в 5 классе
по теме: Возникновение искусства и религиозных верований
УМК Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
Учитель: Потапова С.И.
МБОУ «Шумковская ООШ»
Цели урока:
Научить выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей.
Научить объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей.
Научить выделять истоки современных представлений и обычаев, зародившихся в первобытном мире.
Научить давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев
первобытных людей с позиции современного человека.
Обязательный минимум содержания: значение религиозных верований и искусства у первобытных людей. Душа, религия, искусство.
План урока:
I. Проблема урока: зачем первобытные люди создавали произведения искусства?
II. Поиск решения проблемы:
1. Представления и верования первобытных людей.
Примерный вывод по проблеме: в мифах отражалось представление о происхождении мира и людей.
2. Первобытное искусство.
Примерный вывод по проблеме: первобытные люди создавали наскальные рисунки, совершали магические ритуалы, пытаясь воздействовать на сверхъестественные силы.
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
– Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 16 - 19 сделанные первобытными людьми. Какое ощущение у вас возникает, глядя на них?
– Давайте узнаем, какое впечатление
произвели эти рисунки на дочь археолога, работавшего на раскопках в пещере Альтамира.
Фиксирует на доске:
Первобытные люди создавали красивые рисунки.
-А вы хотели, чтобы такие красивые рисунки увидели все?
– Читаем дальше.
– Какие факты приведены в учебнике?
Фиксирует на доске:
Первобытные люди старались никому не показывать свои рисунки.
– Сравните ваши выводы и факты, приведённые в учебнике.
– В чём противоречие, какой возникает вопрос?
– Что нам сегодня предстоит выяснить?
Фиксирует на доске:
Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?
Высказывают своё мнение.
Читают текст на с. 14-15
Художникам удавалось передавать характер и облик животных
Да, чтобы все восхищались.
– Первобытные люди старались создавать свои рисунки в труднодоступных местах.
Формулируют вопрос (учебнуюпроблему) в разных вариантах. Регулятивные умения
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.
II. Версии. – Какие у вас есть предположения,
версии решения проблемы?
Можно заострить внимание детей
на особенностях первобытных рисунков вопросом:
– Кого и как изображали первобытные художники? Скорее всего, дети могут выдвинуть
такие версии:
– Люди верили в волшебную силу
рисунка.
– В рисунках пытались выразить свои представления о мире. Выдвигать версии.
III. Актуализация знаний. Планирование деятельности. – Давайте с вами вспомним, что мы
уже знаем по этой проблеме.
– С помощью словаря объясните, что
такое религия, искусство. Выделите
главные (ключевые) признаки.
Фиксирует на доске:
Знаем:
Религия – вера.
Искусство – творчество.
– Какой период в истории человеческого общества мы изучаем?
– Что нам надо узнать, чтобы найти
решение проблемы?
Фиксирует на доске:
Надо узнать:
1) Во что верили первобытные люди?
2) Каким было первобытное искусство?
Индивидуально, самостоятельно
работают со словарём.
– Религия – это вера во что-либо.
– Искусство – это творчество, в котором с помощью образов выраженычувства, представления человека.
– Первобытный мир.
– Во что верили первобытные люди?
– Какое было первобытное искусство?
– Что хотели передать в своём творчестве первобытные люди? Познавательные умения
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию.
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), используя ИКТ.
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Представления и верования
первобытных людей.
– Как вы думаете, представления о
мире первобытных людей будут отличаться от взглядов наших современников?
– Сейчас проверим.
– Прочитайте п.3 и 4, с. 15-17, выделите
несколько отличий во взглядах на мир
первобытных и современных людей.
– Сделайте вывод по проблеме.
При проверке задания можно применить алгоритм самооценки (у ребят в тетради вложением).
– Где могли отразить свои верования, представления первобытные люди?
– Используя словарь, объясните, что называют
мифом.
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Указывает на проблему, записанную на доске.
Высказывают своё мнение.
Индивидуально, самостоятельно
работают с текстом учебника.
Примерный ответ:
– Первобытные люди верили в то, что животные и люди могут превращаться друг в друга, в деревья, камни. Что существует сверхестественная связь между живым животным и его изображением, что
у человека есть душа, продолжающая самостоятельное существование
в потустороннем мире после смерти
человека.
Человек верил в сверхъестественные силы, способные творить чудеса.
– В мифах.
– Мифы – это рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями.
Своё представление о мире первобытные люди отражали в мифах, считая себя частью природы и наделяя
сверхъестественными силами различные явления природы.
Анализировать (в т.ч. выделять главное).
Оценивать степень и способы достижения цели.
Излагать своё мнение (в монологе), аргументируя его.
2. Первобытное искусство.
– С помощью текста в учебнике на с. 17 оцените: вера ваших первобытных предков в магию, «чудеса» «колдунов» представляется вам смешной и глупой или нет?
Читают вслух пункт 4, применяя приём «диалог с автором».
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Умение вести диалог.
V. Выражение решения проблемы. – Какой вывод по проблеме мы можем сделать?
– Первобытные люди создавали
произведения искусства, в которых
выражали своё понимание мира, а
также с помощью магии пытались
воздействовать на сверхъестественные силы.
VI. Применение знаний. – Выполните задания в учебнике стр. 17 в.3
При проверке можно применить алгоритм самооценки. Работа в парах.
Коммуникативные умения
VII. Домашнее задание. – Рассмотрите рисунки на с. 20-21.
– О чём мы будем говорить на следующем уроке?
– Дома проверьте свои предположения, прочитайте §4, а также подготовьте ответы на вопросы после параграфа
Высказывают свои предположения.