Урок литературного чтения 3 класс система Л. Занкова Тема: Мифы древних славян

Урок литературного чтения 3 класс система Л. Занкова
Тема: Мифы древних славян
Цели урока: сформировать личностное отношение уч-ся к древним верованиям славян;
Задачи: познакомить с особенностями славянской мифологии;
с предметами  поклонения, явлениями  ближайшего окружения, видами верований;
развивать логическое и творческое мышление, связную речь уч-ся, внимание, умения и навыки    работы с научной статьей;
воспитывать толерантность, уважение к прошлому.
Планируемые результаты Предметные задачи:  Познакомиться с мифом Узнать, какие боги являются героями мифа Понять, что хотели объяснить люди, создавая этот миф Создать условия для развития у учащихся умения: - осознанно, выразительно читать (вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз); - выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, находить те части текста, которые подтверждают высказанное суждение; - прогнозировать развитие событий (на первоначальном уровне); - соотносить состояние природы с душевным состоянием героинь произведения.
Метапредметные задачи: Создать условия для развития у учащихся: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- формировать умения работы в группе, учить высказывать свою точку зрения  и принимать точку зрения собеседника;       - интереса к содержанию мифа и к миру чувств и мыслей человек- воспитывать внимательное отношение к слову; любовь к художественной литературе; уважение к общечеловеческим ценностям; будить в детях чувства, заставляющие переживать и сопереживать героям.а; уважительного отношения к истории и культуре древних народов; (личностные) - умения принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в значках учебника, выбирать способы работы с текстом, оценивать результат своей работы (регулятивные) - навыков смыслового чтения мифологического текста; овладение начальными представлениями о сущности природных и культурных процессов; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей; умения находить в тексте ответы на вопросы (познавательные)  - умения произвольно и выразительно строить речевое высказывание; выражать своё мнение о явлениях жизни, отражённых в мифе ( коммуникативные).
Оборудование: листы для самооценки, листы с тестом, учебник.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационный этап - Я прочитаю вам притчу К мастеру пришёл ученик и предложил: «Учитель! Вы добились высших результатов в знаниях, постигли Бога, а так же ли Вы уникальны в своих действиях? Я больше чем уверен, что владею топором лучше Вас и смогу одержать победу, если мы решим посоревноваться. Деревьев, вырубленных мною, будет гораздо больше. Учитель был спокоен и сказал: «Я готов». Пошли они в лес. Учитель и ученик выбрали себе по участку и начали соревнование. Ученик без отдыха рубил деревья, то и дело он слышал, что учитель не рубит. Ученик думал, что он отдыхает и радовался. Но по окончании соревнования выявилось то, что больше срубленных деревьев у учителя. И он воскликнул: «Как это Вам удалось? Ведь я слышал, как Вы время от времени переставали рубить». Учитель ответил: «Да, в это время топор нуждался в затачивании».
Действительно, иногда стоит вложить свое время, приложить усилия для того, чтобы отточить свое мастерство на пути к успеху. Эта притча повествует о том, как важно оттачивать свои знания.
- У вас нет топоров, но главный ваш инструмент – это ваши знания и чтобы добиться успеха в учёбе, необходимо всегда оттачивать свои знания
- Начать наш урок я хочу с таких слов  Без прошлого нет настоящего и будущего. - Скажите, как вы их понимаете? Прошлое - это наши корни дерева, на котором растут мощные и красивые ветви (настоящее). А чтобы появились и плоды (будущее) необходимо знать прошлое, гордиться настоящим и строить будущее

3. Актуализация знаний.
- На партах у вас находятся листы с таблицей для самооценки работы на уроке. В неё вы будете заносить результаты работы за определённый этап урока.
- Сейчас вы работаете с таблицей, в строке под номером 1. Слушаем задание.
- Из 3-х высказываний выбираете одно верное и нужную букву заносите в первую строку:
Мифы – это..
а) литературно - историческое свидетельство того, как представляли и понимали мир древние люди;
б) волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным;
в) литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей обычно немного. 

Главный славянский бог, сотворивший мир:
А) Святогор; Б) Род; В) Перун.
Славяне верили:
А) что всё в мире едино: и боги, и их создания – природа и люди;
Б) что человек должен стремиться к небесам, к правильной жизни, избегать Зла и Тьмы.
- Поменялись листочками, проверьте и оцените работу друг друга по ключу:
1.
А, Б, А.


Оцените: О ош. – 5
1 ош. – 3
3 ош. – 2
- Поменялись таблицами. У кого «5»? «3»? «2»?

4) – О каких нравственных представлениях русского народа вы узнали? Живы ли они до сегодняшнего дня? Найдите и прочитайте в тексте. (Человек должен стремиться к правильной жизни, избегать зла. Человек и природа едины. Уважение к предкам. Почтительное отношение ко всем членам рода (семьи). .нельзя поднимать руку на отца и сына).
- Корни, каких русских слов можно найти в мифах и преданиях древних славян? Запишите на обратных сторонах листка с таблицей. Поработайте в парах. Вспомним правила работы в парах
- С какими словами будете работать?
Род – родина, родной, родня, родил, прородитель и т.д. 1 ряд.
Правь – правда, правдивый, право, праведный и т.д. – 2 ряд.
Явь - явление, явить, явиться, появление, проявление, заявление и т.д. – 3 ряд.
- Проверим. Оцените свою работу в парах, поменялись листами – оценит вашу работу сосед.

Физминутка.

5) Работа по учебнику.
- Откроем учебники на стр.72 – 73, чтение и краткий пересказ. Оценки учителя за работу.

6) – Мы говорим сегодня о .. Выполните тест, учебники закрыть.
Тест
ФИ ___________________________________________________________
Соотнесите:
Род

Довершил творение мира

Правь

Человеческий мир, который мы
явно видим

Явь

Главный бог славян, сотворивший
мир

Навь

Мир прошлого

Свагор

Обитаемые небеса, где обитают
боги


Отметьте V древнего хранителя мира:

· Перун;
· Святогор;
· Свагор.
3. Святилище Перуна – это.
а) колесо; б) колесо с шестью спицами; в) колесо с рисунком.
- Оцените свою работу с тестом. Что было трудно?

7) Д/з 1) работа с кроссвордом соседа по парте;
2) уч. стр. 74, пересказ.

8) Рефлексия.
- С какими славянскими богами мы познакомились?
- Как же мы должны жить по закону Рода? (Будем стараться быть уважительными к старшим, к природе)
Оцените себя на уроке, подведите итог.
- У кого всё было отлично?
- У кого и где были ошибки?
- Сдаём тесты и таблицы, теперь я оценю вашу работу.
Спасибо за урок.