Образы низшей славянской мифологии в русской поэзии 19-20 веков


Тема: Образы низшей славянской мифологии в русской поэзии 19-20 веков
Цель:
1. Познакомить учащихся с отражением образов низшей мифологии славян в произведениях русских поэтов XIX-XX веков.
2. Развивать память, речь, аналитическое и образное мышление, эстетическое чувство.
3. Воспитывать любовь к поэтическому творчеству, культуру чтения, любовь к литературе
Оборудование: интерактивная доска, слайды, рисунки детей и иллюстрации славянских мифических существ
Ход занятия
Деление по группам.
Чтение стихотворений. О ком говорится в стихотворении. Учащиеся подходят к нужному столу: русалка, домовой, леший. Картинки: домовой, русалка, леший размещены на ватмане каждом столе.
I. Слово учителя (5 мин).
Мифология древних славян тесно связана с образом их жизни, отражает земледельческо-пастушеский уклад, соотносится с годовым природным циклом и отражает представления пращуров о жизни окружающего мира в целом. Значительные остатки языческой древности, сохранившиеся в бытовых поверьях народа, обрядах, в жанрах фольклора – это обширная область мифологии.
Наши предки почитали природные стихии, землю, растения и деревья, животных, птиц, неодушевленные предметы, олицетворяя их, и верили в возможность магического воздействия на природу и окружающий мир, т.е. были язычниками.
Мифологическое мышление древних сложно и многосоставно. Круг древнейших мифологических понятий о мире включает в себя четыре основных пласта.
Проверка домашнего задания. Сначала мы с вами поговорим о том, что мы знаем о славянских богах
Работа с кластерами. Разместить стикеры в правильных колонках по цветам групп.
О классификации славянских богов по месту обитания

Небесные земные водные подземные
Небесные – Перун, Световид, Белбог, Даждьбог,Лада; их дети
Подземные – Ний (Вий), Чернобог, Кащей,Баба Яга, Кикимора
Земные – Триглав, Велес, Макошь, Чура, Зимерзл (Зима), Зимстерл (Весна)
Водные – Царь Морской, Чудо Морское
Работа с ватманом.Метод «Карусель».
Взаимопроверка. Оценочный лист
- Итак, мы уточнили, какие образы богов присутствовали в славянской мифологии.
-А какие мифологические образы мы относим к представителям низшей славянской мифологии?
Ответы учащихся. Слайд с образами.
Определение темы урока.
- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы учащихся.
Тема урока: Образы низшей славянской мифологии в русской поэзии 19-20 веков
-Правильно, именно об этих образах мы будем сегодня говорить
Постановка учебной задачи. Сегодня на уроке мы обратимся к сверхъестественным существам славянской мифологии и проследим за тем, какие образы низшей мифологии воспевались в поэзии 19-20 веков.
-Обратимся к вашим стихотворениям на столах и скажем, какое существо описывает автор? Охарактеризуйте этот образ.
Ассоциации. Групповая работа на ватмане с картинками.
Ответы групп.
3. Работа с текстом по инструкции.
1 группа - анализ стихотворения М.Лермонтова «Морская царевна».
2 группа - анализ стихотворения К.Бальмонта «Русалка».
3 группа - анализ стихотворения А.Блока «Старушка и чертенята.
Защита работ.
Выставка работ. Оценивание.
Рефлексия. Работа в парах.
На уроке я повторил…
Мне было сложно…
Мне понравилось…
Я узнал, что….
Оценки.
Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
Инструкция
1. Краткий сюжет.
2.Главные образы.
3.Способы описания героев.
Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства (кусты в пушистых полушубках – метафора «в пушистых полушубках» на основе сходства: снег на кустах такой же мягкий, теплый, так же греет).
Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (два цветка, два гладиолуса разговор ведут вполголоса – олицетворение «разговор ведут»).
Эпитет – это художественное определение (час от часу жар сильней, тень ушла к немым дубровам – эпитет « немым»: дубровы немыми не бывают, автор хочет подчеркнуть тишину дубров).
Сравнение – это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое (и сыплет листья лес, как деньги медные – сравнение «как деньги медные»: автор сравнивает листья осенние с деньгами медными).
4.Ваши чувства к герою.
5.Чему учит это произведение?
Рефлексия
На уроке я повторил…
Мне было сложно…
Мне понравилось…
Я узнал, что….
Оценочный лист
№ 1
2 3
1 Работа с кластерами 2 Групповая работа
«Ассоциации» 3 Работа с текстом 4 Оценка плакатов 5 Рефлексия