Конспект урокана тему Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода


Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода
3 класс
Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;
развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Технология проблемно – диалогического обучения помогает учащимся самостоятельно открывать знания. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию». 
Планируемые результаты:
Личностные результаты
осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка;
становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
действие по намеченному плану;
выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
нахождение в материалах учебника, в словарях необходимую информацию, использование её для решения практических задач;
коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
участтие в совместной деятельности;
постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;
высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Предметные результаты
приобретение опыта изучающего и поискового чтения;
выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;
определение морфологических признаков слова;
сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, по возможности документ-камера.
Дидактические материалы: карточки с алгоритмом для каждой пары учеников.
Авторский комментарий
Презентация (слайды 4, 8) выполнена на основе шаблона с макросом DragAndDrop, с возможностью перемещения предметов. Поэтому презентацию можно использовать при работе с интерактивной доской.
При открытии презентации необходимо разрешить системе безопасности «Включить содержимое».
Если объекты не перемещаются, необходимо изменить параметры безопасности:
Office 2003: Сервис - Макрос - Безопасность - установить флажок для «Средняя»
Office 2007: Office - Параметры PPoint - Центр управления безопасности.
В блоке Параметры макросов рекомендуется установить режим «Отключить все макросы с уведомлением». В режиме «Отключить все макросы с уведомлением» при открытии файла с макросами появляется сообщение с кнопкой, позволяющей разрешить применение макросов. Закрыть презентацию, сохранив изменения, и открыть заново.
Ход урока
Актуализация опорных знаний
Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, где нас ждёт новое открытие. Каждый из вас сможет проявить смекалку, знания, расширить свой кругозор, и, если будет необходимо, оказать помощь своим товарищам. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и в путь!
Запись числа и словосочетания «классная работа» выполняется с комментированием.
Слайд 2 — переход с одного слайда на другой по стрелке в правом нижнем углу.
Учитель: Прочитайте словосочетания.
Ученик: Ранняя осень, городская больница, золотое кольцо, зимнее пальто, громкая стрельба, маленькие воробьи, устная речь, зимняя вьюга.
Учитель: На какие группы можно разделить все слова в словосочетаниях?
Ученик: На имена существительные и имена прилагательные.
Учитель: Как взаимосвязаны имена прилагательные с именами существительными?
Ученик: Имена прилагательные подчиняются именам существительным и изменяются по числам, родам и падежам.
Учитель: Прочитайте только имена существительные. Подумайте, что в них общего?
После того, как дети прочитают все имена существительные, клик по смайлику, слова меняют свой цвет.
Ученик: Во всех именах существительных есть буква ь.
Учитель: Сейчас вам предстоит поработать в парах и определить, на какие группы можно разделить эти имена существительные. Подумайте, обсудите и запишите их группами.
Ученики самостоятельно работают в парах.
Учитель: Итак, сколько групп у вас получилось и по какому признаку вы их разделили?
Выслушиваются ответы нескольких пар. Скорее всего, дети разделят слова на 2 группы:
слова, в которых ь обозначает мягкость согласного;
слова, где используется разделительный ь.
Одно слово(«речь»), вероятно вызовет сомнение.
Введение в тему урокаСлайд 3
Учитель: Запишите слово речь в третью группу. Предположите, какую роль выполняет буква ь в слове речь.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Ученик: О новой функции («работе») буквы ь.
Учитель: А какие задачи мы поставим перед собой?
Ответы детей.
Учитель: Откройте учебник на стр. 72, упр. 503. Прочитайте задание: чем похожи и чем различны слова речь и грач?
Клик по смайлику - появляется слово ”грач ”.
Ученик: Похожи эти слова тем, что они являются именами существительными, употреблены в именительном падеже, в единственном числе, т.е. в начальной форме. Они оканчиваются на шипящий звук. Различаются тем, что речь - ж.р., а грач - м.р., в слове речь - на конце есть буква ь, а в слове грач его нет.
Учитель: Продолжим сравнение слов в тетради-задачнике.
Проведём их анализ и найдём признак, которым слова столбиков различаются.
По клику появляются слова:
речьграч
ночьмяч
вещьплащ
мышьмалыш
Учитель: Чем похожи слова в этих столбиках?
Ученик: Это имена существительные, употреблённые в начальной форме, которые оканчиваются на шипящие.
Учитель: Сравните слова первого столбика. Что у них общего?
Ученик: Это существительные женского рода, на конце слов есть ь.
Учитель: Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего?
Ученик: Это существительные мужского рода, на конце этих слов ь не пишется.
Учитель: Вы знаете, что буква ь выполняет разные функции. Какую функцию он выполняет в словах первого столбика?
Ученик: Указывает на женский род имени существительного.
Учитель подводит итог всему вышесказанному детьми, на сладе по клику появляются признаки проанализированных слов.
Учитель: Сформулируйте правило.
Ответы детей.
Учитель: Можно ли в первый столбик написать имена существительные лень, день, а во второй - рак, зуб? Почему?
Ученик: Эти слова нельзя записать в эти столбики, так как они не оканчиваются на шипящий.
Учитель: Давайте сверим наши выводы с правилом в учебнике на стр. 64. Прочитайте самостоятельно, совпали ли наши выводы? Смогли ли вы уточнить свои выводы?
Ответы детей.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Ученик: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.
По клику появляется запись темы.
Работа по теме урока. Составление алгоритмаУчитель: Предлагаю вам снова поработать в парах и достроить схему, кратко передающую главную мысль нового правила.

Дети в парах работают самостоятельно, достраивают схему в тетради-задачнике на стр. 26.
Учитель: Расскажите правило, опираясь на составленную схему.
Ответы детей. При наличии документ-камеры, составленную детьми схему можно вывести на доску.
Слайд 4
Учитель: На основе полученной схемы постарайтесь составить алгоритм действия, чтобы не допустить ошибки в записи слов. Для этого расставьте предложения в нужном порядке.
Каждая пара работает с карточкой
Если это имя существительное в начальной форме, определи род.
Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.
Если слово ж.р. - пиши ь, на конце слов м.р. не пишется ь.
Пока несколько пар проверяют устно, одна пара может выполнить на слайде клик - «взяли» слово, перенесли в нужное место, клик - «отпустили».
Учитель: А если трудно определить род существительных, как нужно действовать? Ученик: Обратиться к словарю «Какого рода и числа слово?» в учебнике на стр. 74.
Слайд 5 - инструкция
Учитель: Пользуясь составленным алгоритмом:
запишите самостоятельно слова обруч?, полноч?, луч?, лещ?, помощ?, товарищ?, укажите род;
подчеркните новую орфограмму;
составьте предложение с одним из слов, запишите его;
по окончании работы выполните взаимопроверку.
Учитель: У каких существительных на конце записали ь?
Ученик: У существительных женского рода: полночь, помощь.
Учитель: Почему на конце остальных существительных не записали ь?
Ученик: На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Учитель: Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибки? Кто допустил ошибку, но при проверке нашёл и исправил её? Кому помог найти ошибку товарищ при взаимопроверке?
Физкультминутка
Слайд 6 — появление новой отгадки по щелчку.
Учитель: Предлагаю отдохнуть! Выйдите из-за парт. Я буду загадывать загадки, отгадки которых будут именами существительными с шипящими на конце. Если отгадка - это имя существительное женского рода, то девочки должны подпрыгнуть на месте и хлопнуть в ладоши над головой. Если отгадка - это имя существительное мужского рода, то прыгают на месте и хлопают в ладоши над головой мальчики. Сразу после выполнения действия отгадка появится на экране. Если вы допустили ошибку, можете исправиться.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Попало наше тесто В горячее место.
Попало -
Не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)
Я как зонт — не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Плащ)
Лучший друг Карлсона. (Малыш)
Как одним словом называются дикие животные, на которых охотятся охотники. (Дичь)
Чёрная Птица Крылья распластала.
Пол мира накрыла. (Ночь)
Мелкие деньги. (Мелочь)
Без меня мои друзья
В дом попасть никак нельзя!
Я железною ногой
Отопру замок дверной. (Ключ)
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень —
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
10 . Стоит старик над водой и трясёт бородой. (Камыш)
Середина ночи. (Полночь)
Ювелирное изделие, которое прикалывают на одежду. (Брошь)
V.ЗакреплениеУчитель: Прочитайте задание упр. 507. Что интересного в значении данных слов открывают картинки?
Ученик: Ключ, печь.
Ученик: Картинки поясняют, что это многозначные слова.
Учитель: Какие ещё многозначные слова вам известны?
Ответы детей.
Учитель: Выполним упражнение с комментированием по алгоритму.
Дети по цепочке комментируют и записывают слова: калач?, доч?, кирпич?, меч?, мелоч?, дич?, стереч?, прыщ?, рож?, брош?, вещ?, чиж?, камыш?.
Учитель: Не заметили ли вы среди этих слов «лишние» слова?
Ученик: Да, слова печь и стеречь. Это глаголы неопределённой формы, когда после буквы ч пишется ь.
Учитель: Какой частью слова в глаголе неопределённой формы являются буквы чь?
Ученик: Эти буквы являются частью корня.
Учитель: На что указывает схематическое обозначение «з-б» над словом чиж?
Ученик: Это значит, необходимо выполнить звуко-буквенный разбор этого слова.
Учитель: Какая орфограмма есть в этом слове?
Ученик: Буква парного согласного на конце слова, проверочное слово чижи.
Учитель: Выполните работу самостоятельно, проверка с доски (экрана).
Слайд 7 - проверка
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Если в классе есть документ-камера, проверку можно организовать с её помощью.
Слайд 8
Учитель: Упражнение 509 в тетради-задачнике мы выполним у доски (если есть интерактивная доска в классе или компьютера) и в тетрадях.
Подставь в скобки нужную часть речи, назови, какое имя существительное образуешь от данного слова, проанализируй его, проверь себя. Ребёнок подставляет нужную часть речи (функция «бери и неси»), образует новое слово, кликнув по прямоугольнику со знаком вопроса, проверяет свой ответ. Когда один работает у доски или компьютера, остальные рабо-
тают в тетради-задачнике.
Подведение итогов урокаУчитель: Пришло время подвести итог урока. Какое открытие вы сегодня совершили? Что особенно значимо было для вас на сегодняшнем уроке?
Ответы детей.
Учитель: Оцените свою работу и работу своих одноклассников в паре. По каким критериям мы сможем это сделать?
Дети: Умение высказать своё мнение.
Дети: Умение выслушать мнение товарища.
Дети: Умение принять совместное решение.
Дети: Работать с хорошим настроением.
Слайд 9
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Нарисуйте карандашом на полях своей тетради смайлик с тем настроением, которое соответствует вашему настроению.
VII. Домашнее заданиеУчитель: Домашнее задания я предлагаю вам на выбор:
Учебник с. 75 упр. 510 (Списать предложения. Над словами с буквами шипящих на конце указать части речи, а над именами существительными ещё и род.)
Составить предложения для диктанта на правило написания имён существительных с шипящими на конце.
Литература: Русский язык: к тайнам нашего языка: методические рекомендации к учебнику и тетрадям- задачникам для 3 класса общеобразовательных учреждений. /Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. - 4-е издание, исправленное. - Смоленск «Ассоциация XXI век», 2007.
Загадки - http://www.prozagadki.ruhttp://www.vsezagadki.ru/http://www.numama.ruhttp://riddle-middle.ru