тематическое планирование к элективному курсу Имею право

Пояснительная записка
к элективному курсу «Имею право», 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Имею право» составлена на основании
Федерального компонента государственного стандарта, рабочей программы по обществознанию.

Курс рассчитан на 17 часов.
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно, включение в учебные программы школ различных правовых курсов.
Программа курса «Имею право» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и содержит элементы новизны.
Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивать свои права.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
системность;
научность;
доступность;
возможность практического применения полученных знаний;
реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 16 часов.
Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, поэтому в содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.

Цели:

Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.
Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.
Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.



Задачи курса:

Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.
Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
Воспитание ответственности за собственное благополучие.
Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду с традиционными.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.
Система оценивания:
С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты:
правовые знания как основа социальных умений и навыков;
конкретные умения и навыки в сфере правоотношений.
Предполагаемые результаты изучения курса:
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:
знания и представления о нормах современного российского законодательства;
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа разработана на основе:
федеральных государственных образовательных стандартов по праву (базовый уровень);









Календарно-тематическое планирование элективного курса «Имею право».

№ урока
Название раздела, темы урока
Количество часов
Дата


Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.
1


1
Роль права в жизни человека и общества.
1



Тема 2. Право на образование.
2


2
Государственная политика.
1


3
Доступность образовательных услуг.
1



Тема 3. Семейное право.
2


4
Правовые основы брака.
1


5
Родители и дети.
1



Тема 4. Трудовое право.
2


6
Работодатели и работники на рынке труда.
1


7
Правила поведения в трудовой сфере.
1



Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика.
2


8
Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости.
1


9
Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
1



Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика.
3


10
Источники информации для потребителя.
1


11
Закон «О защите прав потребителей».
1


12
Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
1



Тема 7. Уголовное право.
3


13
Основы уголовного законодательства.
1


14
Порядок судебного разбирательства.
1


15
Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства.
1



Тема 8. Обобщение по курсу.
1


16-17
Я – гражданин России (обобщение).
1





Литература:
Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2005.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. – М., 2011.
Комментарий к Трудовому кодексу РФ. – М., 2013.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., 2012.
Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М., 2012.
Федеральный Закон РФ «Об образовании». – М.: Ось-89, 2013.
Задачник по обществознанию/А.И. Кравченко. – М.: Русское слово, 2010.



























Содержание тем учебного курса.
1.Роль права в жизни человека и общества:
Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура.
Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Характеристика личных прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

· права и свободы человека и гражданина, их гарантии

2.Право на образования:
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.

3.Семейное право:
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

4.Трудовое право:
Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа.

5.Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная политика
Нормы государственного права и обязанности, имущественные отношения, заключение договоров, виды договоров Право собственности, сделки.

6.Права потребителя: законодательство и реальная практика
Потребитель и его права. Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителя»
7.Уголовное право:
Три признака преступления, Формы совершения преступления: действие и бездействие. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность.

8.Обобщение по курсу:

· гражданское общество

· гражданин и гражданство
Правовое государство и его основные признаки. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
15