Программа внеурочной деятельности «В мир русской народной культуры».


Программа внеурочной деятельности
Долгосрочная: 4 года
Учитель: Верник Светлана Викторовна
Количество детей: 28
Название программы:
«В мир русской народной культуры».
1 класс. Программа «Зачин дело красит».
2 класс. Программа «Человек и природа».
3 класс. Программа «Человек и его семья».
4 класс. Программа «Человек и история его народа».
Игра – путешествие «В мир русской народной культуры».
Пояснительная записка
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса мною было принято решение строить внеурочную деятельность на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры.
Этот выбор сделан неслучайно:
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, танцах, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни.
Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию ребёнка.
Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи:
* развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
сплочение классного коллектива;
органичное включение родителей в воспитательный процесс;
использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Изучение традиций русской народной культуры в нашем классе реализуется в форме игры – путешествия «В мир русской народной культуры».
Цель игры – путешествия:
Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
Задачи игры – путешествия:
Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
Воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
Создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Предмет изучения в ходе игры – путешествия:
Народные детские игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно – прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.Структура игры – путешествия.
Игра – путешествие рассчитана на четыре года. В течение их дети знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в этом мире. Каждая параллель имеет свой сюжет путешествия. Они таковы:
1 класс. Программам «Зачин дело красит»
Сюжет года «Где жить – тем и слыть».
Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребёнка в круг проблем последующих трёх лет игры – путешествия. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.
2 класс. Программа «Человек и природа»
Сюжет года «Вслед за солнышком живём».
Путешествия по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.
3 класс. Программа «Человек и его семья»
Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».
1 раздел: Мир крестьянского дома. Дом и мир.
Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.
2 раздел: Жизнь человека в доме и мире.
В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.
4 класс. Программа «Человек и история его народа»
Сюжет года «Велика святорусская земля, а всюду солнышко».
1 раздел: «Откуда русская земля стала есть…»
История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.
2 раздел: «Не продажное, а заветное».
Образ русского человека через историю его семьи.
3 раздел: «Многообразие культуры России и культуры Самарского края».
Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения – русские народные промыслы.
Программа
Игры – путешествия для учащихся первого класса
«Зачин дело красит»
Сюжет года «Где жить – тем и слыть»
1 раздел. В гостях у матушки – Природы.
«О чём рассказала рябинка».
Старт игры – путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. Узнаём, каким наши предки видели мир вокруг себя. (Вводное занятие: «Человек и природа»). Прогулка по селу. Поход в лес. Ищем приметы осени в природе, собираем жёлуди и рябину. Рисуем осенний лес.
«Тётушка Акулина рассказывает…».
Классный час. Собираем с родителями пословицы, приметы, присловия об осени; понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.
«Весёлая карусель».
Мастерим поделки из природного материала. Участвуем в общешкольном празднике «Золотая осень». Учим и играем в старинные детские игры, используя для этого перемены и динамические паузы.
Ключевое дело: «Что осенью соберёшь, с тем и зиму проживёшь».
Праздник в классе «Праздник русских овощей».
«Невелика птичка – синичка, и та свой праздник помнит». Зиновий – синичник 12 ноября.
Развешиваем кормушки для птиц, собираем ранее заготовленный для них корм. Подводим итоги 1 этапа путешествия, получаем задание на зимний период.
2 раздел. «Зима на мороз, а мужик за праздники».
Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика.
Совместно с библиотекарем читаем сказки о животных разных народов. Сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем родителей о сказках их детства. Лепим фигурки животных для рождественского стола.
Народный праздник «Коляда». Зимние святки.
Слушаем рассказ об этом празднике. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью. Готовим вместе с родителями маски, элементы святочных костюмов, ёлочные украшения. Участвуем в рождественской ярмарке.
Ключевое дело: «Пришла Коляда».
Разучиваем обряд колядования. Колядуем в школе, у соседей, у одноклассников.
3 раздел. Тепло домашнего очага.
1. «Человек без роду – что дерево без корней».
Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.
«Семейный сад». Выставка в классе.
Представляем своё дерево рода. Организуем выставку семейных фотографий.
«Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.
Катаемся на санках с горы, лепим снежную крепость и «берём её». Подводим итоги этого этапа игры, получаем задание на следующий.
4 раздел. Сокровища бабушкиного короба.
Мастера и умельцы.
Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Узнаём о разных народных промыслах России.
2.Город мастеров.
Учимся рукоделию дома и на уроках труда. Готовимся к выставке в классе.
3.Ключевое дело: «Мамин праздник».
4.Богатство земли Самарской. Отправляемся на экскурсию в выставочный зал Радуга в посёлок Безенчук. Узнаём о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас в сёлах Купино и Никольское.
Заключительный праздник. Подведение итогов игры.
Программа
Игры – путешествия для учащихся второго класса
«Человек и природа в русской народной культуре».
Сюжет года «Вслед за солнышком живём».
1 раздел. Осень.
«Мир глазами наших предков». Старт игры – путешествия.
Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры, с правилами игры, с тем, что предстоит сделать.
Знакомство с тем, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.
Спортивный праздник.
Русские народные игры, состязания, забавы.
«Осенние вечеринки». Осенний праздник.
Знакомство с календарно – бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Использование на осенних вечеринках элементов праздников «Встреча матушки - Осенины», «Капустки», «Покров».
«Тётушка Арина рассказывает». Классный час.
Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками. Что расскажут они о жизни людей в далёком прошлом?
Мастерская детских народных игрушек.
Знакомимся с народной игрушкой. Игрушка как символ представления о мире. Техника исполнения. Готовим поделки к выставке.
«У медведя во бору». Игротека.
Во время классного часа разучивание старинных детских игр. Играем на переменах.
Ключевое дело: «У Козы – Дерезы».
Школьная выставка – ярмарка «Русская народная игрушка».
2 раздел. Зима.
«Здравствуй, Зимушка - Зима». Праздник.
Подведение итогов осеннего путешествия. Рассказываем и показываем, чему научились. Встречаем зиму. Получаем задание для зимнего путешествия.
«В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам.
Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков?
«Праздник сказок».
Встречаемся с героями сказок. Отвечаем на их вопросы. Помогаем разобраться в трудных ситуациях. Поездка в г. Самара на сказочное представление.
«Готовимся к зимним святкам». Классный час – беседа.
Знакомимся с праздником. Разучиваем колядки, для этого используем уроки музыки.
5.«Мастерская Деда Мороза».
Готовим вместе с родителями подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для рождественской ярмарки.
6.Ключевое дело: «Зимние святки».
Готовимся к Масленице.
Разучиваем масленичные песни, приговоры.
Конкурс фигур из снега.
«Богатырская застава» - спортивные состязания.
Строительство и взятие снежной крепости. Катание на санях.
«Ой, блины, блины…» Классный час – дегустация.
Приносим приготовленные вместе с родителями блины и угощаем друг друга. Слушаем рассказ о символическом значении блинов.
Ключевое дело: «Прощай, Масленица». Праздник организуют члены родительского комитета.
Получаем задание на весеннее путешествие.
3 раздел. Весна.
«Великий пост всем прижмёт хвост».
Урок этической грамматики.
Уроки и обычаи Великого поста.
«В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.
Слушаем концерт русских народных инструментов. Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поём русские народные песни. Разучиваем весенние заклички.
Ключевое дело: «Встреча Весны».
Печём с родителями жаворонков. Поём заклички для весны. Наряжаем деревья «путами». Закликаем весну.
«Что было, что будет». Подведение итогов игры.
Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!»
Зелёные святки.
Программа
Игры – путешествия для учащихся третьего класса
«Человек и семья ».
Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».
1 раздел. Мир крестьянского дома. Дом и мир.
«Что нам стоит дом построить». Игра – викторина. Старт игры – путешествия.
Знакомство с маршрутом и сюжетом путешествия на этот год. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем.
«Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в музей «Горница» г. Самара на выставку «Декоративно – прикладное искусство».
Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика.
«Волшебный мир ремёсел». Праздник. Каждая семья представляет одно из ремёсел.
Мастерская народных ремёсел.
На уроках труда и изобразительного искусства знакомимся с народными ремёслами. Пробуем свои силы в изготовлении и росписи поделок из доступных материалов.
«Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай.»Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.
«Обряды и обычаи». Классный час.
Подготовка театрализованного представления на заданную тему.
«Балаган». Театрализованное представление.
Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.
Ключевое дело: «Рождественская ярмарка - выставка».
2 раздел. Жизнь человека в доме и мире.
«Шурин, брат, сват…». Классный час.
Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений.
«Вся семья вместе – так и душа на месте». Урок этической грамматики.
Внутренний строй большой семьи. Место в нём каждого.
«Семейно – бытовые обряды». Урок этической грамматики.
Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.
«В гостях у скоморохов». Игротека.
Разучиваем и разыгрываем хороводно – игровые песни. Поём их вместе с бабушками.
«Хожу я гуляю вдоль по хороводу…». Праздник – хоровод.
Играем в хороводные игры. Узнаём, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.
Ключевое дело: «Русский человек без родни не живёт». Конкурс семей.
Готовимся к фольклорному фестивалю.
Вспоминаем, что узнали за этот год. Готовим своё выступление.
Фольклорный фестиваль.
Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.
Подведение итогов года.
Программа
Игры - путешествия для учащихся четвёртого класса
«Человек и история его народа».
Сюжет года «Живи для людей, поживут и люди для тебя».
1 раздел. «Откуда Русская земля стала есть…»
Старт игры – путешествия.
Знакомство с маршрутом и сюжетом игры на этот год.
Заочное путешествие по русским городам.
Москва, Новгород и др. познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.
«Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал.
Ключевое дело в классе. Группы представляют работу.
Путешествие по городу Самара.
Посещение музеев, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу.
Ключевое дело: «Колесо истории». Театрализованная игра – викторина.
2 раздел. «Не продажное, а заветное».
«Моя семья». Клуб интересных встреч.
На классных часах, «огоньках» организуем встречу с родителями.
Тема встречи «Семья в истории Отечества».
Творческая мастерская.
Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилий.
«Родословное дерево». Выставка работ в классе.
Ключевое дело: «Праздник семьи».
3 раздел. Многообразие культуры России и культура Самарского края.
1. «Где жить, там и слыть». Заглянем в историю Самарского края. Вспомним имена известных людей, связанных с Самарской землёй.
«Ума палата». Экскурсия в районную библиотеку, выставочный зал Радуга.
«Мастерская народного промысла».
Готовимся к выставке – конкурсу «Изделия народного промысла». Это может быть эскиз – панно, папье – маше бокала, чашки, ложки, глиняные игрушки и т. д. Работаем дома с родителями, на уроках трудового обучения и изобразительного искусства, классных часах.
Викторина знатоков народного промысла.
Группы представляют свои работы, организуется выставка изделий в классе. Проводится викторина. (Загадки, ребусы, кроссворды.)
«В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.
Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).
Ключевое дело: «Золотая Хохлома». Выставка – конкурс.
7. Конечная станция путешествия «Что было, то видели, что будет –увидим».
Праздник прощания с начальной школой.
Предполагаемые результаты
Критериями эффективности игры – путешествия могут быть:
знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;
перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность4охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с игрой – путешествием;
развитие личности учащихся;
удовлетворённость детей и родителей школьной деятельностью;
нравственная ориентация школьников (воспитание ценностей народной культуры);
степень соответствия реального облика учащихся образу выпускника 1 ступени школы.