Урок элективного курса по русской словесности

МОУ Новоивановская СОШ
Свободненского района
Амурской области














(сценарий обобщающего урока в 5 классе)
Автор разработки Чан-ван-ю Н.С.




С. Новоивановка
2012

Тема урока: «Правописание приставок»
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма урока: урок-мастерская на основе ИКТ
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся о правописании гласных и согласных в приставках.
Способствовать развитию памяти, речи, орфографической зоркости.
Способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к русской национальной культуре, любви к русскому языку, стремления к здоровому образу жизни.

Оборудование:
Фотоснимки с изображением берёз, берёзовой рощи.
Репродукции с картины В. Бакшеева «Голубая весна».
Аудиозапись песни «Берёзовый сок»
Раздаточный материал (карточки)
Мультимедийное сопровождение к уроку

Ход урока
Постановка темы, задач урока (на фоне песни «Берёзовый сок»).
Орфографический практикум:
1). Слайд №1: «Русский народный календарь. Слушали берёзы. Апрель- берёзозол». Говорили о белоствольной:
Стит дерево
Цветом зелно.
(В) этом дерве – четыре угодя:
Первое – бльным (на) здровье,
Втрое – людям клодец,
Трете – (от) змы свет,
Чтвёртое – дряхлым плнанье».
Брёзовым соком (от)паивали бльных, чистили кровь, выгняли (не)мчь (из) жлудка.
ЗАДАНИЕ:
Списать, вставить пропущенные буквы.
Разобрать по составу слова БЕРЁЗОВЫМ, ВЫГОНЯЛИ, НЕМОЧЬ, ЧИСТИЛИ, БОЛЬНЫМ, БЕЛОСТВОЛЬНОЙ.
Объяснить происхождение слова БЕРЁЗА (задание дано заранее на дом);
Составить и записать предложение с однородными членами со словом БЕРЁЗА.
Найти по словарю В.И. Даля слово БЕРЁЗА, рассказать о нём, привести примеры пословиц (задание дано заранее на дом);
Вспомнить и рассказать на память стихотворение о берёзе (задание дано заранее на дом);
2). Слайд №2: из словаря В.И. Даля (портрет В.И. Даля).
Накормить берёзовой кашей.
Свахе берёза – согласие, ель, дуб – отказ.
Птица берёзовка.
Березуха – чистый берёзовый лес.
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание:

Записать примеры диалектизмов, включающих названия деревьев).


Задание на смекалку: назовите слово с приставкой, которое родилось под берёзой (ПОДБЕРЁЗОВИК), произвести словообразовательный разбор.

Задание «Грамматика в гостях у музыки»: прослушать запись песни «Берёзовый сок», переписать текст со слайда в тетрадь по памяти, вставив пропущенные буквы, найти и разобрать по морфемам слова с приставками:
Слайд №3:
ЛИШ ТОЛЬКО ПОСНЕЖНИК
РАПУСТТСЯ (В)СРОК,
ЛИШ ТОЛЬКО ПРБЛИЗТСЯ ПЕРВЫЕ ГРОЗЫ,
(НА) БЕЛЫХ СТВЛАХ ПЯВЛЯТСЯ СОК –
ТО ПЛАЧТ БРЁЗЫ, ТО ПЛАЧТ БРЁЗЫ.

VII. Обобщение по уроку.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Правописание приставок

Белый мрамор15