Технологическая карта урока литературного чтения: Звук [й], буквы Й, й.


Технологическая карта урока литературного чтения: «Звук [й], буквы Й, й».
Тема Звук [й’], буквы Й, й.
Предметные
целиУУД
Оборудование познакомить со звуком [й’] и буквой его обозначающей; упражнять в чтении слов и в умении определять гласные и согласные звуки в словах, формировать умения дополнять стихотворный текст, выделять лишнюю букву по разным признакам.
Личностные УУД: проявлять интерес к отдельным заданиям, положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к занятиям по Азбуке, понимать заданные критерии успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД: искать нужную информацию в Азбуке, понимать знаки, символы, приведенные в учебнике, понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ, соотносить учебный материал с собственным опытом.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной речи и в уме, осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: участвовать в разных формах работы в классе, использовать в общении правила вежливости.
Презентация, учебники «Азбука», плакат, карточки
Мотивация
Доброе утро!
Новая учебная неделя начинается с урока литературного чтения, и я желаю вам внимательно слушать учителя и одноклассников, активно работать на уроках и стать самым лучшим учеником недели. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всего доброго!
Введение
в тему урока, постановка учебной задачи 1.Вступительное слово учителя
- В начале урока мы вспомним о знакомых чудесах русского языка и узнаем о новых.
2. Чтение стихотворения наизусть по ролям (иллюстрации)
Кто вы?
- Мы ЛИСИЧКИ,
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
- Мы ЛИСИЧКИ тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё — со шляпкой!
- О каких лисичках идёт речь?
- Какое слово появилось раньше: лисички – звери или лисички грибы?
- Почему?
- О каких чудесах родного языка идёт речь?
3. Индивидуальная работа у доски
- Соотнести слово и схему
Кружки Замок
Кружки Замок
- О каких чудесах родного языка идёт речь?
- Чем слова похожи, чем различаются?
4. Подскажи словечко
Пьём его мы каждый день,
Наслаждаться нам не лень.
Он на юге созревает –
Нам здоровья прибавляет.
Зелёный, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»? Чай!
Открытие нового знания, способа действия 1.Беседа с учащимися
- Что вы знаете о чае?
- Какие виды чая знаете?
- Когда пьют чай?
- Какая посуда нужна, чтобы приготовить чай?

2. Рассказ учителя о чае
Чай - напиток, получаемый завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом.
Чаем также называется сам лист чайного куста, обработанный и подготовленный для приготовления напитка. С чайных кустов собирали лист, резали, сушили, обливали кипящей водой и пили.
Однажды 5 тысяч лет тому назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Чай – китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами они чай называют ча-е, отсюда и наше слово чай.
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой истории европейцы смогли разводить чай.
Но для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться».
Если регулярно пить чай, станешь благодушным и миролюбивым.
В чае много витаминов, но пить надо только свежезаваренный чай.
3. Звуковой анализ слова
- Мы узнали о чае, как о предмете, а теперь проанализируем слово, обозначающее этот предмет.
- Произнесите слово и сосчитайте количество звуков.
( схема слова на доске)
- Какой звук первый: гласный или согласный? Второй? Третий?
- Сегодня мы исследуем этот звук. Попробуйте определить тему нашего урока.
- Тема сегодняшнего урока «Звук [й’] и буква, которая его обозначает».
- Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока:
Познакомимся с … звуком и с новой …;
Будем учиться отличать звук… от других звуков и букв;
Будем учиться читать … и … с новой буквой.
- Произнесите звук [й’] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук.
При произнесении звука [й’] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.
4. Выделение слов со звуком й в начале слова, в середине, в конце.
Майка, йод, йог, лейка, улей, муравей.
( картинки, которые постепенно распределяются в 3 столбика)

5. Соотнесение звука с буквой
показ на плакате (печатный и письменный варианты)
место буквы в алфавите
Букву й зовут «и кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
6. Нахождение изучаемого звука в рисунках в Азбуке, с 34
7. Анализ имени Айболит
- Как образовалось имя Айболит?
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит!
Включение нового
в активное использование
в сочетании
с ранее изученным, освоенным 1.Слушание рифмованных строк и обозначение буквы в словах,
с 34
2. Игра «4 лишнее», с 34
1) лишняя буква И, т.к. большая
2) лишняя буква И, т.к обозначает гласный звук
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Наклоняйся! Подтягивайся! Приседай! Поворачивайся! Поморгай! Улыбайся! Присаживайся!
3. Чтение столбиков слов с доски, работа со словами, с. 34
- Значение, каких слов непонятно?
- Подчеркните буквы согласных звуков
- Какие слова в последнем столбике относятся к девочке, мальчику?
4. Подбор слов – признаков предмета, с 34
Шарф (какой?) шерстяной, голубой, мужской; тёплый, пушистый; синий, зимний.
5 Чтение схемы названий предметов, вписывание букв, определение 4 лишнего слова и предмета, с 34
Лейка, чайник, таз, воробей.
Слово: таз ( нет буквы й)
Предмет: воробей (одуш. предмет)
Подведение итогов.
Итоговая рефлексия учебной деятельности 1.Парная работа по карточкам. Проверка
Выделить слова, в которых есть звук и буква й ( рисунки даны не цветные для того, чтобы дети потом раскрасили)
Яйцо, диван, мишка, воробей, двойка, лайка, чайник, аист.

2. Продолжение фразы
- Сегодня я узнал новое…
- Мне было интересно узнать…