Конспект урока по чтению на тему Согласный глухой мягкий звук [щ] , буквы Щ,щ.


СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [щ’]. БУКВЫ Щ, щ
Цели: упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «щ»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; продолжить формирование навыка чтения целыми словами; обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать коллективизм, культуру учебного труда.
Оборудование: карточки-буквы; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении?
Блещут молнии все ярче,
Тучи гуще, гуще, гуще,
Капли чаще, чаще, чаще,
Дождик пуще, пуще, пуще!
– Дайте характеристику звуку [щ’].
– Сегодня будем анализировать и читать слова с буквой «щ».
III. Чтение слогов и слов с доски.
ща щавельто-ва-рищщу щукато-ва-ри-щи
щи плащио-вощще щепоткао-во-щищё щётка
Ёрш и щука – хищные рыбы.
.
IV. Задания на развитие речи.
Игра «Замените в слове первый звук на звук [щ’]». Назовите новое слово.
– Слышишь? Меняются звуки.
Смотри – изменились и буквы.
Мы звуки и буквы меняем – и снова
У нас получается новое слово!
кепка – щепкарека – щека
мука – щука венок – щенок
кит – щитдетина – щетина
мель – щельвиток – щиток
тучка – щучкаполка – щелка
тетка – щеткагоголь – щеголь
толк – щелккурит – щурит
Игры Деда Буквоеда.
ВАРИМ ЩИ
Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко!
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.

Ответы: щипцы, ящик, клещи.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет,
Где помашет,
Ни соринки не сыскать.
(Щетка половая.)
V. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне (с. 105).
Учащиеся находят буквы, которыми отличаются пары слов на розовом фоне. Объясняют значение слов.
Мощь – сила.
Мель – неглубокое место в реке, озере, море, опасное для судов.
Щит – предмет ручного вооружения в виде плоскости для предохранения от ударов.
Клещ – мелкое членистоногое животное, паразитирующее на живых организмах.
Учащиеся находят буквы, которые добавили во второе слово каждой пары слов на голубом фоне.
Составляют с данными словами предложения по схеме на доске.
.
В реке плавает лещ.
На ели сидит дятел.
В борщ кладут овощи.
VI. Чтение и анализ текста «Дружище» (с. 105).
Перед чтением текста учащиеся читают по слогам слова с доски.
ПРОЗВИЩЕ
ВОЛЧИЩЕ
ПРЕЗЛЮЩИЙ
ЗАЙЧОНКА
НЕМОЩЬ ОДОЛЕЛА
Учащиеся читают по цепочке по одному предложению. После чтения учитель проводит беседу по вопросам:
– Кто жил в роще?
– Как звали волка?
– Какой был у него характер?
– Кто его боялся?
– Что же одолело волка?
– Какой из него хищник?
– Каким стал волк?
– Чем стал заниматься волк?
– Чем он питался?
– Кого он ловил на уху?
– Кто были его товарищи?
– Что просил волк у зайца и у белки?
– Каким стало прозвище у волка?
– Рассмотрите иллюстрацию к рассказу.
– Перескажите историю про волка по рисунку.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какой звук обозначает буква «щ»?