Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему Гласный звук [и], буквы И, и


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
Конспект урока письма в 1 первом классе
на тему «Гласный звук [и], буквы И, и»
Подготовил учитель начальных классов
Дугина Валентина Михайловна
Тема Гласный звук [и], буквы И, и
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Знают особенности произнесения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения
Личностные результаты Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук.
Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку
Основное содержание темы, понятия и термины Звук [и]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы И, и. Пословица; значение слова
Образовательные ресурсы Счетные палочки. http://planuroka.ru/archives/1564/
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
II. Речевая разминка.
Игра-сказка Коллективная. Словесный, практический. Игра – Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем.
– Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья Внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту Анализируют смысл сказки. Соотносят сюжет сказки и свои действия Коллективный. Выполнение движений языком
III. Постановка учебной задачи. Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки – Отгадайте загадку:
В узкий глазок вдета тонкая
нитка –
И поплыла за корабликом
прытко.
Шьет, зашивает и колется
колко.
А называют кораблик…
– С какого звука начинается отгадка?
– Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? Слушают загадку, называют отгадку:
– Иголка.
– Звук [и].
– Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей Совместно с учителем формулируют учебную задачу Фронтальный.
Устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29) Фронтальная. Словесный, практический. Работа со схемой, беседа – Рассмотрите схему слова иголка.
– Сколько слогов в слове?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков в первом слоге?
– Что вы можете сказать о втором слоге?
– Что вы можете сказать о третьем слоге? Рассматривают схему.
– Три слога.
– Второй.
– Один звук – [и].
– Во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол].
– В третьем – слияние согласного с гласным [ка] Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Выделяют звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова Фронтальный.
Устные ответы. Слого-звуковой анализ слова
2. Знакомство со звуком [и] и буквой ИФронтальная. Словесный, практический. Беседа, рассказ учителя, моделирование – Еще раз произнесите первый слог.
– Сколько в нем звуков?
– Какой это звук?
– Почему?
–Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты – [и].
– Один.
– Гласный.
Объясняют.
Слушают учителя Наблюдают над особенностями произнесения звука [и]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [и] гласный. Проводят ассоциации Фронтальный, индивидуальный.
Устные ответы, моделирование буквы
Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.
(Учитель показывает карточку с буквами И, и.)
– Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
– Сколько здесь дощечек?
– Три!
– А какая буква?
– И!
Е. ТарлапанБуква И наискосок
Примеряла поясок.
Сверху вниз его тянула —
К правой ножке пристегнула.
Г. Ванюхина
– Выложите букву И из счетных палочек Находят букву и на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
Слушают стихотворения.
Выкладывают из счетных палочек букву ИМоделируют букву из палочек 3. Чтение стихотворения Б. Берестова «Ивы». Дифференцированное задание Индивидуальная. Словесный. Чтение – Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких – строчная? Читают стихотворение, находят букву И в словах, называют Узнают, сравнивают и различают заглавную и строчную, печатную и письменную буквы И, и Индивидуальный.
Чтение
Физкультминутка Коллективная. Практический Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся. Слушают стихотворение, выполняют движения по тексту Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений
4. Дидактическая игра «Кто больше?» Коллективная. Словесный. Дидактическая игра – Кто назовет больше всех слов со звуком [и]?
– Определите место звука [и] в слове.
– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]? Называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.
– Мягко Слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и] Коллективный. Устные ответы
5. Введение понятия о многозначности слова иголка (учебник, с. 30) Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунками, беседа – Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили? – Слово одно, а значения разные (иголка у сосны, швейная, у ежа) Называют предметы, изображённые на картинках, и делают вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы Фронтальный. Устные ответы
6. Составление предложения со словом ёжик Парная. Практический. Составление предложения – Придумайте предложение про ёжика Работают в паре: предлагают свой вариант предложения о ёжике Внимательно слушают и оценивают предложение, составленное товарищем, обсуждают предложенные варианты, выбирают наиболее удачный, договариваются, кто будет отвечать перед классом Парный. Составление предложения про ежика
7. Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам Групповая. Словесный, наглядный. Составление предложений – Рассмотрите рисунки. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку – Мама … (повязала на мальчика шарф; надела на мальчика шапку; дала мальчику карандаш и ручку; дала рюкзак и пенал) Работают в группе: отвечают по очереди, произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы каждого члена группы, контролируют и оценивают правильность ответов. Распознают звук [и] Групповой. Составление предложений по рисункам
Физкультминутка Коллективная. Практический По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём.
Дальше мы пешком пойдём Выполняют движения по тексту Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с пословицами (учебник, с. 28) Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ – Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – береги»?
– Расскажите о своем лучшем друге.
– Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»? Слушают пословицу, отвечают на вопрос. Составляют рассказ о своём самом лучшем друге Раскрывают смысл пословицы. В рассказе выражают своё отношении к другу. Используют в высказывании слово «взаимопомощь». Объясняют значение слова «дружба» Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ, лексическое значение слов
– Почему так говорят: «Дело учит, дело мучит, дело кормит?»
– Сколько букв И в пословице? Отвечают на вопрос учителя. Находят в пословице буквы И, считают их Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают букву ИФронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ
2. Роль ударения в слове Фронтальная. Словесный. Беседа – Вспомните, какую роль в слове играет ударение?
– Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение? Отвечают на вопросы Воспроизводят по памяти ранее полученную информацию Фронтальный. Устные ответы
3. Работа с рисунком (учебник с. 30) Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с рисунком, беседа – Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.
– Как назвать эти предметы одним словом?
– Какой предмет можно назвать лишним? Докажите – Грабли, рубанок, клещи, пила.
– Инструменты.
– Грабли. Это сельскохозяйственное орудие труда, остальные используются в строительстве Обобщают рисунки, классифицируют изображенные орудия труда.
Фронтальный. Устные ответы
4. Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28) Групповая. Словесный, практический – Кого вы видите на рисунке?
– Опишите, как он одет.
– С кем беседует Иван-царевич?
– Кто обычно в сказках живет в избушке на курьих ножках?
– Кого ищет Иван-царевич?
– Придумайте предложение к схеме – Ивана-царевича.
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют предложение: «Иван-царевич ищет невесту» Составляют рассказ по картинке и предложение по схеме. Контролируют и оценивают правильность ответов друг друга Групповой. Рассказ по картинке, предложение по схеме
5. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица» Парная. Практический, словесный. Беседа, рассказ сказки – Рассмотрите рисунки.
– Кто на них изображен?
– Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий.
– Озаглавьте каждую часть.
– Придумайте с другом конец сказки Рассматривают рисунки.
– Журавль и лисица.
Выполняют задания учителя.
Рассказывают сказку Обнаруживают нарушение последовательности картинок к сказке. Восстанавливают порядок картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке Парный. Правильное расположение картинок, рассказ сказки
6. Работа с «лентой букв» Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа – На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение – Гласные буквы располагаются на красном фоне.
– А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков Характеризуют гласные А, О, И. Осуществляют классификацию по заданным критериям Фронтальный. Характеристика гласных А, О, И
III. Рефлексивно-оценочный Фронтальная. Словесный. Беседа – Какому звуку, какой букве был посвящен урок?
– Чему учились на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?
– Спасибо за урок Отвечают на вопросы учителя Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Фронтальный. Устные ответы