Урок чтения. Гласный звук [а] , буквы А, а


Урок 14. Тема. Гласный звук [а] , буквы А, а
Цель: познакомить учащихся с буквами А, а; учить распознавать данные буквы среди других;
совершенствовать речевое дыхание детей, навыки артикуляции; умения определять количество звуков и слогов в слове, составлять предложение по схеме;
содействовать развитию внимания, наблюдательности, творческих способностей детей, формированию бережного отношения к животным, желания охранять природу родного края.
Оборудование: счетные палочки, игрушка - кукла, картинки, демонстрационные карточки с письменными и печатными буквами А, а;
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел долгожданный звонок.
Вас, ребята, позвал на урон.
Время зря мы не теряем,
А работать начинаем.
II. Дыхательная н артикуляционная разминка
1. Дыхательная гимнастика.
Чтоб хорошо читать,
Надо правильно дышать.
Упражнение «Остудите чай»
— Представьте, что перед вами на столе стоит чашка с горячим чаем. Наберите в лёгкие как можно больше воздуха и выдыхайте его тонкой струйкой.
Упражнение «Понюхайте цветок»
— Представьте, что вы держите в руках цветок. Сделайте глубокий вдох, как будто вы чувствуете прекрасный аромат цветка. Спокойно выдохните.
2. Артикуляционная разминка.
Артикуляция звуков [ а] [о], [у], [э], [ы].
— Сделайте вдох, на выдохе произнесите звуки [ а] [о], [у], [э], [ы].
— Сделайте вдох. На выдохе произнесите скороговорку сначала медленно, а затем быстро.
У Аграфены и Арины
Растут георгины.

III. Подготовка к восприятию новой темы
— Сегодня на уроке мы начнём путешествие по необычной стране. В этой стране ждут нас 33 сестрицы. Кто же это? Вы узнайте, отгадав загадку.
Тридцать три родных сестрички-
Писаных красавицы.
На одной живут страничке,
А повсюду славится. (Буквы.)
— Сейчас мы познакомимся с первой буквой - буквой А.
(Учитель показывает карточку с печатными буквами А, а.)
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
(Е. Тарлапан)
234315571500
IV. Знакомство с новой темой
1. Выразительное чтение учителем стихотворения
Всем известно, буква А -
Буква очень славная.
Да к тому же буква А3181985106680В алфавите главная,
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
Э. Успенский
2. Наблюдение за произношением звука и его характеристика
— Какие первые звуки новорожденный слышит от мамы? (А - а - а)
— Почему? (Она укачивает ребёнка, баюкает.)
— Оказывается звук [а] не только первый в азбуке, но и первый в жизни человека. Он слышит этот звук от мамы, да и сам не прочь его прокричать. Когда ребенок плачет, чаще всего произносит звук [а].
— В каких ещё случаях человек произносит звук [а]? (Узнал что-то новое, взвизгнул от боли, пропел.)
3. Знакомство с буквой
— Гласный звук [а] обозначается буквой, которая так и называется. (Учительпоказывает на карточках строчную и прописную буквы, объясняет, когда каждая из них употребляется.)
— Найдите в Букваре изображение буквы А.
— На что похожа эта буква?
Буква А, буква А -
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
В. Степанов
— Для чего нужна большая, маленькая буква? Назовите имена на А.
— Встаньте, дети, в имени или фамилии которых слышится звук [а].
— Где можно встретить печатную букву? Письменную?
4. Графическое изображение буквы
— Выложите из палочек букву А.
5. Игра «Кто больше?»
1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале слова (август, астры, аист), в середине слова (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, голова, сестра).2. Назовите имена детей, в которых звук [а] был бы е начале слова (Аня, Алла, Антон).
3. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а]. (Январь, февраль, март, апрель, май и т. д.)
6. Работа с предметными картинками
Игра «Кто внимательный?»
— Назовите, что изображено на рисунках?
(Арбуз, акула, аист, автобус, астра, аквариум.)
— Назовите одинаковый звук в словах. (Звук [а])
Физкультминутка Декламируя стихотворение про букву А, учащиеся должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постепенно убыстряется.
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
А. Шибаев
Работа по учебнику (с 22- 23)
Дети рассматривают в букваре буквы А, а на желтом фоне. Видят, что аист опирается крылом на большую букву А. Эта буква похожа на крышу дома (шалаш), а строчная похожа на ананас. Соотносят букву а со звуком [а] в схеме слова астры.
Работа с сюжетным рисунком
Как зовут девочку? (Аня, Алла, Ангелина)
Какой праздник у Ани?
Кого ожидает девочка?
Как накрыт стол?
Отыщите на рисунке слова со звуком[а] в начале слова (аквариум, апельсины, арбуз), в середине (скатерть, бант, машина), в конце (книга, зайка, машина, рыбка.)
Составьте предложение по схеме. (Аня встречает гостей.)
Определение имен детей по схеме.
Как зовут девочку? (Аня, Ася, Аля) (Обращается внимание, что имена детей пишутся с большой буквы А.)
Как зовут мальчика? (Алёша)
Какие цветы несет мальчик?
Найдите схему слова «астра». (Ученики называют звуки в этом слове.)
Составьте предложение по схеме. (Алёша несёт букет астр.)
Закрепление изученного материала
Знакомство со сказкой
Послушайте сказку про букву А, которую для вас приготовила кукла Ася.
Запомните слова, в которых встретится звук [а].
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует “Абракадабра”! (то есть неразбериха).
Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе
ш-шуточки…
Всё правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
Я не понимаю, почему всё же первая А, а не Я?
А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
Это какое же такое слово? – не унималась Я.
Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
Так! – сказал твёрдый знак.
Г. Юдин
(Ученики называют слова, в которых встречается звук [а].)
2. Игра «Доскажите словечко»
1.Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все …….. (алфавит)
2.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор ………. (Айболит)
3.Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит …………. (автомобиль)
4.Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его …. (арбуз.)
Итог урока
С какой буквой вы познакомились на уроке?
Как произносится звук [а]?
Назовите слова, в которых встречается этот звук.
Найдите и покажите буквы А, а в словах, записанных на доске.
(Айболит, вата, ангина, Африка, астра.)
VIII. Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Продолжите фразы:
На уроке я узнал……
Я получил удовольствие……..
Я хочу лучше научиться…….