Разработка открытого урока по русскому языку во втором классе на тему: «Корень слова. Однокоренные слова.»


Разработка открытого урока по русскому языку во втором классе
на тему:
«Корень слова. Однокоренные слова.»Подготовила: учитель начальных классов
Ходакова.А.Х.
2 «В» класс
Балхаш 2015
Русский язык 2 класс
Дата:25.11.15
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формирование умения выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова
Задачи:
- познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»;
  наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.
- развивать каллиграфические навыки, память, внимание, мышление
- воспитывать дисциплинированность, самостоятельность
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Оборудование. УМК: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.”,наглядность, индивидуальные карточки
Ожидаемый результат: учащиеся познакомились с понятием корень, научились выделять и характеризовать корень, как главную часть слова
Ход урока:
1 Орг момент-3 минуты
Сегодня и каждый день, моя жажда знаний жива во мне!
Я могу узнать все, что угодно!
Я процветаю и  добиваюсь  успеха в школе!
Я впитываю нужные знания, как губка!
Я - двигатель моего обучения!
Я - хороший ученик. Обучение идет легко для меня!
СЛАЙД № 2
2.Минутка чистописания.     – 5 мин
- Начнём наш урок с загадки.
   Загадка.
Оно на небосвод взошлоИ смотрит к нам в оконце.Оно нам дарит свет, тепло.Всегда пусть светит...(Солнце)
- как на каз язык переводится слово солнце? Күн
- Подарите своему соседу по парте «солнечную» улыбку.
- С какой буквы начинается запись слова «солнце»?
- Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради.
Словарная работа: -7 мин
- В лучах нашего солнышка спрятаны словарные слова, а какие вы узнаете, выполнив следующие задания:
Кто поляны белит белымИ на стенах пишет мелом,Шьёт пуховые перины,Разукрасил все витрины?

….в голове

солнце


Кто поляны белит белымИ на стенах пишет мелом,Шьёт пуховые перины,Разукрасил все витрины? Мороз
Ветер в голове ( афоризм)
Анаграмма: рипрадо – природа
Ребус: , +од
- Найдите лишнее слово( город) Почему? (слово вывешиваю)
3. Основная часть-15 мин
- Теперь мы с вами отправляемся за город( звучит пение птиц, иллюстрация леса)
в необычный лес:
-На пути нам встретилось самое большое дерево в мире , о котором нам расскажет Виктория:
Самым большим деревом в мире является дерево Генерала Шермана (General Sherman), расположенное в Национальном парке «Секвоя» в США, в горах Сьерра-Невада (Sierra Nevada, California).
Высота гигантского дерева составляет более 83 метров, окружность ствола – более 24 метров, окружность кроны – 33 метра.
Ежегодно в парк приезжают тысячи туристов, чтобы увидеть дерево Генерала Шермана. Растение названо в честь героя гражданской войны генерала Уильяма Шермана (William Sherman).
На протяжении долгого времени считалось, что дереву более трех тысяч лет, однако последние исследования определили его точный возраст – ровно две тысячи лет.
Каждый год диаметр ствола увеличивается на 1,5 см. Дерево Генерала Шермана еще растет.

- а давайте вспомним строение дерева: корни, ствол, ветви, крона( листва)
-
- как вы думаете, что является основной частью дерева?
- Правильно.
-как вы думаете: какое значение еще имеет слово корень?
… Амангельды нам подготовил выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.
Ученик зачитывает значение слова «корень»:
подземная часть растения,
часть волоса, зуба, ногтя.
начало, источник чего-либо.
часть слова
- Так и в словах основной частью является корень слова. На каз языке слово корень…Тема урока: корень слова. А целью нашего урока…..
- Посмотрите на доску: ( вывешиваю слов город к корню дерева, городской, пригородный, городок на ветки)
- Записывают. Выделите общую (одинаковую) часть в этих словах. Это есть корень слова. Кто сможет сказать, что же такое корень слова? А теперь давайте сверим с правилом в учебнике.
- Общая часть слов, имеющее одинаковое значение, называется корнем слова. Корень обозначается так:
- Эти слова являются родственными или по другому однокоренными.
- как называется это дерево? ( береза), запишем через т з, Какая здесь есть орфограмма ( непроверяемая гласная е)
- Как называется гриб, который растет под березой? – записываем
- как называется сок, вытекающий из перерезанных и надломленных стволов?
Берёзовый сок, или березовица — жидкость, вытекающая из перерезанных и надломленных стволов и ветвей берёзы под действием корневого давления.
Берёзовый сок — очень ценный продукт, оказывающий благотворное влияние на весь организм человека.
- Запишите. Выделите корень ( общую часть) в этих словах.
4.Физминутка-2 мин
5.Закрепление:-10мин
- На пути нам повстречался домик лесника. Он предлагает выполнить задание в группах и узнать, на сколько вы усвоили новую тему. У вас на столах листочки с домиками, на которых записан корень слова (лис, мор, вод). От корня слова вам необходимо образовать однокоренные слова и 1 группе приклеить, 2 группе …, а третьей придумать и записать. ( разно уровневая: слабой группе дается подсказка )
- зачитайте, что у вас получилось
Слайд. Какой корень в эти словах?( в 3 гр на доске у меня появится слово водитель)
- Я хочу еще добавить одно слово: водитель? Будет ли оно однокоренным для этих слов?
- Молодцы, вы отлично постарались и следующее задание, которое для вас приготовил лесник: на столах у вас листочки с текстом, вам необходимо внимательно прочитать текст, вставить пропущенные буквы, найти однокоренные слова, выделить корень в тексте. Второй группе.: Списать, найти однокоренные слова, выделить корень и придумать по одному вопросу по тексту. Вопрос записать. Третьей группе: списать, выделить корень в однокоренных словах, придумать свою концовку рассказа, состоящую из двух предложений.
В лисьей норе жили маленькие лисята. Вдруг из норы показался лисий хвост. Это вылез лисенок.
6.Итог. Рефлексия.- 3 мин
-Что такое родственные слова?
-Что такое корень?
-Какие слова называются однокоренными?
- Кто сегодня доволен своей каллиграфией? Кто не доволен? Что можно порекомендовать этим детям?
- «Солнышко» Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению и приклеить стикер.
Навыки: учащиеся познакомились с понятием корень, научились выделять и характеризовать корень, как главную часть слова