Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 1 классе на тему Перенос слов




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г.о. Самара


Технологическая карта урока

Предмет: русский язык
Класс: 1 класс
Учитель: Колыфанова Наталья Александровна
Дата проведения: 20.03.2015 г.
Тип урока: Урок открытия новых знаний с использованием ИКТ.
Тема урока: Перенос слов.

Цели учебного занятия

Познакомить учащихся с правилом переноса слова по слогам; способствовать отработке
умения делить слова на слоги.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Задачи урока
1) Образовательные:
- создать условия для обучения учащихся правилам переноса слов, организуя
самостоятельное наблюдение детей за языковым материалом.

2) Развивающие:
- развивать умение видеть разные по количеству слогов слова;
- развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах
орфограмму, графически обозначать ее);
- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия.

3) Воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.
- способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.


Планируемые результаты
1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):
- научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам;
- получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

2) Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность):
- Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

- Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.


Основные понятия
Слог, слово, перенос

Межпредметные связи
Литературное чтение, информатика.

Информационно-технологические ресурсы

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 1 класс,
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Медиаресурсы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
ЭОР:
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык»,
1 класс, авт. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2:15)
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (с 1:38 до 4:50 ~ 3 мин.)


Организация пространства:
Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.







Технология
проведения урока
(этапы)
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем (слайд 2).

Ребята! На нашем дереве целей должны появиться листочки. Помогите, пожалуйста, определить, какие они будут. Выберите!
повторять то, что знаем
лениться
узнавать новое
играть в умные игры
советоваться с другом
помогать другу
смеяться над неудачами
радоваться за себя и класс (слайд 3).

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.



На доске - изображение дерева, на котором расворяются «не нужные» листочки.









Конкретизирует и подводит итог в определении целей.
Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.


Дети выбирают листочки:
повторять то, что знаем
узнавать новое
играть в умные игры
советоваться с другом
помогать другу
радоваться за себя и класс
(доказывают, почему выбрали эти цели)
Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Личностные УУД:
-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству
-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(5 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений учащихся;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
- Для чего в речи нужны слова?

- Вставьте слово, пропущенное в предложении.




Дедушка купил внуку подарок (слайд 4).
Создаёт проблемную ситуацию.
- Слова нужны, чтобы называть предметы, действия

Один ученик записывает предложение на доске, остальные дети – у себя в тетрадях.

- Слово «подарок» не умещается на строке.
- Что делать?
- Можно писать сразу на другой строчке.
- Можно написать мельче и уместить на этой строчке.
Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в переносе слова.
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли полно и точно,
- учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Иногда возникает необходимость слова переносить.
- Что такое перенос? Слово это произошло от слова переносить. Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести заболевание, встречу на другой день.
- Как же переносить слова?
- Где можно понаблюдать за переносом слов?
Возможно, ответ найдём в книгах. Понаблюдаем за тем, как переносят слова в книгах нашей классной библиотечки.
Создаёт условия для организации деятельности по планированию.
Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы.
Познавательные УУД
(общеучебные):
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

IV. Построение проекта выхода из затруднения
(6 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.

Каждый ряд получает ксерокопию страницы книги и инструкцию по поиску. (приложение)
Через некоторое время итоги работы обсуждаются.
Какие слова нашли?
Как они были перенесены?








А теперь посмотрим небольшой сюжет, в котором возникла такая же проблема, как у нас – слово на доске не умещалось, и нужно было его перенести (слайд 5+видео)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (2:15 мин.)

- Теперь, я думаю, мы справимся с проблемой, которая была у нас в начале урока?
- Как можно выполнить перенос слова подарок?
- Допишите предложение до конца, выполнив перенос слова подарок.