Презентация по биологии на тему Решение генетических задач (9 класс)


Законы наследственности Г.Менделя.Решение генетических задачУчитель биологии МБОУ «ЭМГ» Антонова Людмила Владимировна Урок – практикум: «Законы наследственности Г.Менделя. Решение генетических задач»Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме: «Генетика». Отрывок из стихотворения «Генетика» Есть наука такая генетика – Вещь полезнее многих других, Это вам не марксизма патетика, Заплутавшая в догмах своих.………………………………. Всё в геноме таится с рождения: Темперамент, талант, интеллект И характер, и стиль поведения, Даже взгляды на вкус и на цвет. Мы не будем вдаваться в подробности, Изучая спираль ДНК, Скажем проще – у всех есть способности, Так раскроем же их, друзья!Сергей Вохмянин Найди соответствиеГрегор МендельТомас МорганФрэнсис Крик +Джеймс УотсонЗакон сцепленного наследованияУчение о наследственности и изменчивости организмовМодель ДНК Кроссворд «Генетика» 1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость живых организмов.2. Организм, в клетках которого содержатся разные гены какого-либо признака.3. Признак, проявляющийся у гибридов.4. Совокупность всех признаков организма.5. Элементарная единица наследственности.6. Изменения генотипа.7. Место расположения гена в хромосоме.8. Ген, ответственный за проявление одного и того же признака9. Свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.10. Подавляемый признак у гибридов.11. Совокупность всех генов организма.12. Организм, в клетках которого содержатся два одинаковых гена какого-либо признака.13. Свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Кроссворд «Генетика» Задание №1 ХарактеристикаВид генотипаА) Образуется два типа гамет1) гетерозиготный2) гомозиготныйБ) Наличие двух доминантных аллелей генаВ) Наличие доминантного и рецессивного аллеля генаГ) Образуется один тип гаметД) Дает расщепление признаков у потомковЕ) Зигота содержит два рецессивных аллеля генаЗадание №2. Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}АБВГДЕ Задание №3. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}АБВГДЕХарактеристикаЗаконыА) моногибридное скрещивание1) II закон Г. Менделя2) III закон Г. МенделяБ) дигибридное скрещиваниеВ) закон расщепленияГ) Закон независимого распределенияД) расщепление по фенотипу 9:3:3:1Е) расщепление по фенотипу 3:1 Задание №4. Установите соответствие между законами Г. Менделя и Т. Моргана и их характеристиками.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}АБВГДЕХарактеристикаЗаконыА) закон сцепленного наследования1) Г. Менделя2) Т. МорганаБ) закон расщепленияВ) закон единообразия гибридовГ) использование плодовой мушки – дрозофилыД) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговераЕ) использование растительных объектов IV правила, которые помогают решать генетические задачиI правило. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.II правило. Если в результате скрещивания особей, отличающихся по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков и расщепление происходит в соотношении 1:1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.III правило. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в I поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в соотношении 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. IV правило. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны. физкультминутка ТЕСТ«ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ»??!!?!! На звероферме было получено потомство норок: 148 белых, 154 черных и 304 кохинуровых (светлая с черным крестом на спине). Определите фенотипы и генотипы родителей. Задача №1 Детская форма одного из видов семейной идиотии наследуется как рецессивный признак и заканчивается смертельным исходом к 4-5 годам. Первый ребенок умер от этой болезни, когда должен был родиться второй. Какой риск рождения второго больного ребенка?Задача №2 У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность владеть правой рукой – над способностью владеть левой рукой. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша, мать которого была голубоглазой правшой, а отец кареглазым правшой, женился на голубоглазой левше. Определите генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Задача №3 Самок мухи дрозофилы с черным телом и укороченными крыльями скрестили с самцом с серым телом и нормальными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными – с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании самок с черным телом и укороченными крыльями с гибридными самцами и F1 в потомстве получено 50% особей с серым телом и нормальными крыльями и 50% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом и во втором поколениях и объясните полученные результаты второго скрещивания.Задача №4 Рыжий цвет шерсти у лис доминирует над серебристым. В маленьком государстве Лисляндия разводят серебристых лис (они очень ценятся). Их провозить через границу запрещено по законам государства. Как контрабандисту обмануть таможню и провезти через границу пару лис, не нарушив законов Лисляндии? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.Задача №5 ОБЪЕКТДоминантный признакРецессивный признакЧеловекТёмные волосыСветлые волосыЧеловекБольшие глазаМаленькие глазаЧеловекНаличие веснушекОтсутствие веснушекЧеловекНизкий ростВысокий росЧеловекНормальный слухГлухотаЧеловекНормальное здоровьеСахарный диабетЧеловекНормальное здоровьеОтсутствие потовых желёзТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами. Спасибо за внимание