Урок русского языка в 7 классе СКК по теме «Три склонения имен существительных»


МКОУ Барлукская СОШ
Методическая разработка
урока русского языка
по теме «Три склонения имен существительных»
7 класс (СКК)

Учитель: Шайтанова Елена
Анатольевна
С.Барлук-2013
Тема «Три склонения имен существительных»
Тип урока: урок закрепление знаний
Цель:
Обучающая: закрепить знания о типах склонений имени существительного; совершенствовать навыки определения склонений имен существительных в косвенных падежах.
Коррекционно – развивающая: развитие устойчивого внимания, коррекция и развитие речи через устный опрос, составление предложений, развитие мыслительной деятельности.
Воспитательная: пробуждать интерес к здоровому жизни, к занятию спортом.
Методы: словесный, наглядный,практический
Оборудование: ноутбуки, мультимедиа, карточки,учебник.
Ход урока.
Организационный момент
-Добрый день, ребята, всем!
Не устали вы совсем?
-(Ответ)
Посмотрите все ль в порядке:0,5 мин.
Книжки, ручки и тетрадки.
(Ответ)
Значит мы урок начнем?
А устанем -отдохнем!
Психологический настрой
-Ребята, чтобы у нас все получилось, предлагаю вам эмоционально настроиться на сегодняшний урок.
«Аутогенная тренировка»
-Теперь закройте глаза и повторяйте за мной.
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все. Я буду очень внимательным на уроке. Пусть урок принесет мне радость.»
-А теперь давайте посмотрим на картину и закрепим свое хорошее настроение.

( Ребятам предлагается посмотреть на репродукцию картины )(2 мин)
3.Запись числа и темы урока.
4.Словарная работа
- Ребята, чтобы грамотно писать, надо правило все знать.
Среди слов есть исключения, надо их запоминать.
Запись слов: стадион, тренер, бассейн, гастроном, универмаг, продавец.
(На слайде - словарные слова с пропуском букв. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, проверяют правописание с помощью презентации, объясняют лексическое значение.)

- Выберите слово и составьте распространенное предложение.(5 мин)
5.Проверка домашнего задания.
-Ребята, дома вы заполняли таблицу (упр 102).Давайте проверим и поставим себе оценки.
Склонение Род Окончание Примеры
1-е скл. М.р.Ж.р -а,-я Роща.дедушка,земля
2-е скл М.р.Ср.р -о, -е Поле,озеро,Игорь,дом
3-е скл. Ж.р На ь Степь,медаль,лошадь.
(Учащимся предлагается посчитать количество правильно записанных слов, оценить домашнюю работу , согласно критериев 10 слов –«5», 8-9 слов –«4», 7-6 слов –«3», поставить оценки в тетрадь.)
( 3 мин)
6. Повторение (Работа в парах)
_ Ребята, сейчас вы вытянете карточки с вопросами, на которые должны ответить вместе с соседом по парте, прежде обсудив ответ.
Вопросы:
1. Что такое склонение? (Изменение слов по падежам)
2. Сколько склонений у имени существительного? (Три)
3.Какие существительные относятся к 1-му,2-му, 3-му склонению?
4.Как определить склонение существительных? (определить род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.)
(3 мин)
7.Закрепление.
1. Игра «Собери букет»
-Ребята, сейчас я предлагаю вам собрать три «букета». На доске 3 вазы и карточки с названиями цветов. Ваша задача распределить «цветы» по вазам. Вы уже догадались, что все слова нужно распределить по склонениям.
8890030353022821903035304688205274955


123
Ромашка,василек,колокольчик,сирень,незабудка,гвоздика,одуванчик,герань,
черемуха, клевер, лютик.
2739390825515011403810-38481051435
3739515-3200401710690-234315-384810-234315
-5857875427990
2000251709420-1895475170942023526759969520002599695
(5 мин)
2.Самостоятельная работа.
Выполнение упр 104.по рядам ( выписать существительные 1,2,3 склонения),
2 человека работают с интерактивным тренажером

Самооценка (0 ош.-«5», 1-2 ош.-«4», 3-4 ош. «3»)( 5-7 мин.)
3.Физкультминутка для глаз


(1 мин)
4.- Ребята на доске записан фрагмент известной песни. Запишите себе в тетрадь, подчеркните существительные, определите склонение. Назовите мульфильм и исполнителя этой песни.
Давайте послушаем песню и посмотрим фрагмент мультфильма.
Дождик босиком по земле прошел.
Клены по щекам хлопал.
Если добрый ты, это хорошо,
А когда наоборот плохо.
- У какого существительного склонение определить проще? Почему?( Оно стоит в именительном падеже)
-Чтобы определить склонение в косвенных падежах будем использовать алгоритм.
(Алгоритм раздается каждому учащемуся)
Алгоритм1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.2. Определяю род.3. Нахожу окончание.4. По роду и окончанию определяю склонение.
( 3 мин)
5. Динамическая пауза.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.- потопать ногами, если это существительное 3 склонение –подпрыгнуть.
А) Кто ни в жару, ни в стужу
     Не снимает шубу?  (баран)
Б) Кто на ветке шишки грыз
    И бросал объедки вниз? (белка)
В) Заверчу, закружу,
     В небеса улечу (вертолет)
Г) Ящик на  коленях пляшет –
    То поет, то горько плачет (гармонь)
Д) Никого не обижает,
    А её все толкают (дверь)
Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)( 1 мин)
6. А сейчас ребята, пользуясь алгоритмом, определите склонение существительных.
(Запись пословиц под диктовку, нахождение существительных, определение склонения)
1.Аппетит от больного бежит, а к здоровому катиться.
2.Курить – здоровью вредить.
3.Сон лучше всякого лекарства.
4.Закаляй свое тело с пользой для дела.
5. В здоровом теле – здоровый дух.
- Какой общей темой объединены пословицы?
Скажите, как вы заботитесь о своем здоровье?(7 мин)
8.Итог урока– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?– Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.– Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.
9 Домашнее задание упр 107(1 мин)
Литература:
Т.И. Нелипенко .Современный урок в коррекционном классе. -Волгоград –«Учитель»-2013
Е.Е. Семенова. Занимательная грамматика. -Москва-«Омега» -1996
Интернет –ресурсы
Самоанализ урока с позиции здоровьесбережения.
Урок проводится в специальном коррекционном классе, где обучаются ребята с нарушениями психического и физического здоровья. Школьники характеризуются быстрой утомляемостью, замедленным темпом обучения, проблемами с запоминанием, распределением внимания. При проведении уроков в данном классе особое внимание в первую очередь должно уделяться сохранению как физического, так и психического здоровья.
Гигиенические условия в кабинете соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям: температура в классе + 22 , проведено проветривание помещения, доска чистая, освещена софитами.
Количество видов учебной деятельности не менее 4-х, что не приводит к утомлению школьников. Используется письмо, чтение, слушание, работа у доски и т.д.
Средняя продолжительность видов деятельности 5-7 минут, что соответствует требованиям к уроку в классе СКК.
Число видов преподавания более 3-х. Чередование видов преподавания менее 10 минут.
В ходе урока используется 2 эмоциональных разрядки: в начале урока- аутогенная тренировка, динамическая пауза на 30 минуте. Кроме этого после письменной работы. используется электронная зарядка для глаз.
Длительность использования ТСО не более 7 минут.
Позы учащихся чередуется в зависимости от вида деятельности. Учащиеся в ходе урока имеют возможность двигаться, поочередно выходя к доске.
Психологический климат положительный