Тестовая контрольная работа по теме Скелет человека

Уровень контроля: тематический
Цель контроля: соотношение результатов освоения дидактических единиц темы с требованиями учебной программы.
Тест рассчитан на учащихся 8 класса.
Программа: Сонин Н. И. Программа основного общего образования «Биология. Человек. 8 класс».
Учебник: Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 216 с.: ил.
Время для контроля составляет 45 минут. Число дидактических единиц – 7. Тест содержит 20 тестовых заданий трех уровней трудности ((1, (2, (3).

Таблица 1
Доли и количество тестовых заданий на проверку каждой выделенной дидактической единицы
Дидактические единицы
Доля от всех тестовых заданий, %
Количество тестовых заданий

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей
30
6

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением
5
1

Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости
20
4

Рост костей
15
3

Возрастные изменения в строении костей
10
2

Типы соединения костей
10
2

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика

10
2

Всего
100
20




Таблица 2
Количество тестовых заданий для каждой дидактической единицы в зависимости от уровня трудности
ДЕ

(
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей
Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением
Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости
Рост костей
Возрастные изменения в строении костей


Типы соединения костей



Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика

Всего
Оценка доли, %

(1
2
-
2
-
1
1
1
7
35

(2
1
1
1
3
1
-
-
7
35

(3
3
-
1
-
-
1
1
6
30

Всего
6
1
4
3
2
2
2
20
100


Таблица 3
Развернутый план теста
№ТЗ
ДЕ
(
Тип ТЗ
Время, мин.
Баллы

1
1
1
ОВ
1
1

2
3
1
ОВ
1
1

3
3
1
ОВ
1
1

4
1
1
ОВ
1
1

5
5
1
ОВ
1
1

6
6
1
ОВ
1
1

7
7
1
ОВ
1
1

8
3
2
О
2
2

9
4
2
О
2
2

10
4
2
О
2
2

11
5
2
О
2
2

12
4
2
О
2
2

13
2
2
О
2
2

14
1
2
О
2
2

15
1
3
С
3
3

16
1
3
С
3
3

17
3
3
С
3
3

18
1
3
С
3
3

19
6
3
С
3
3

20
2
3
С
3
3

Всего:
39
39



Тест по теме «Опора и движение. Скелет человека»
1 вариант
Тестовые задания с одним правильным ответом
Скелет человека состоит из соединенных между собой:
а) 98 костей в) 190 костей
б) 167 костей г) более 200 костей
К трубчатым костям относятся:
а) плечевая, бедренная, фаланги пальцев в) кости таза, мозгового отдела черепа,
грудина
б) позвонки, кости основания черепа г) фаланги пальцев, грудина, позвонки

К смешанным костям относятся:
а) плечевая, бедренная, фаланги пальцев в) кости таза, мозгового отдела черепа,
грудина
б) позвонки, кости основания черепа г) фаланги пальцев, грудина, позвонки
Грудная клетка образована:
а) 10 парами ребер; в) 12 парами ребер;
б) 11 парами ребер; г) 13 парами ребер.
У пожилых людей кости более хрупкие и ломкие, потому что:
а) увеличивается содержание органических веществ;
б) уменьшается содержание органических веществ;
б) содержание органических веществ не меняется;
г) нет правильного ответа.
Шов – это:
а) подвижное соединение костей; в) неподвижное соединение костей;
б) полуподвижное соединение костей; г) прерывное соединение.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости – это:
а) лордоз; б) кифоз; в) сколиоз; г) нет правильного ответа.
Тестовые задания открытого типа
У каждой кости выделяют и вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя
В длину молодые кости растут за счет , расположенных между телом кости и ее концами.
Развитие скелета у заканчивается к 20-25 годам, а у - в 18-21 год.
В молодом возрасте и у детей кости более эластичные и упругие, так как в них преобладают вещества.
играют роль амортизатора: смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняя внутренние органы и особенно головной мозг от сотрясений.

14. Перечислить отделы позвоночника:
1)
2)
3)
4)
5)

Тестовые задания на установление соответствия
15. Каждый отдел скелета включает:
Отдел скелета: Кости:
а) скелет туловища 1. грудина
б) скелет верхних конечностей 2. кости пясти
в) скелет нижних конечностей 3. большая берцовая
4. позвонки
5. лопатка
6. кости предплюсны
1
2
3
4
5
6









16. Каждый отдел черепа включает:
Отдел черепа: Кости:
а) мозговой 1. лобная
б) лицевой 2. слезные
3. скуловые
4. решетчатая
5. височные
6. нижнечелюстная
1
2
3
4
5
6










17. Каждый тип костного вещества характеризуется:
Вещество: Характеристики:
а) компактное 1. Особенно хорошо развито в костях, выполняющих
функцию опоры и движения
б) губчатое 2. Костные пластинки располагаются по направлениям
наибольшей нагрузки
3. Между пластинками находится красный костный мозг
4. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму,
как бы вставлены одна в другую.
1
2
3
4







18. Каждый отдел позвоночника состоит из следующего количества позвонков:
Отдел позвоночника: Количество позвонков:
шейный а) 5
грудной б) 4-5
поясничный в) 7
крестцовый г) 12
копчиковый д) 5
1
2
3
4
5








19. Перечисленные примеры соединения костей относятся к типу:
Тип соединения костей: Примеры:
а) неподвижное 1. Локтевой сустав
б) полуподвижное 2. Кости черепа
в) подвижное 3. Позвонки позвоночного столба

20. На рисунках изображены:

2. 3.
а) лордоз б) сколиоз в) кифоз
1
2
3







Критерии оценивания
«5» - 90-100% - 35-39 баллов
«4» - 70-89% - 27-34 баллов
«3» - 50-69% - 20-26 баллов
«2» - 0-49% - 0-19 баллов


Таблица 4
Ответы

№ вопроса
Правильный ответ

1
Г

2
А

3
Б

4
В

5
Б

6
В

7
В

8
Компактное (плотное) и губчатое

9
Надкостницы

10
Хрящей

11
Мужчин, женщин

12
Органические

13
Изгибы позвоночника

14
Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый

15
1-а, 2-б, 3-в, 4-а, 5-б, 6-в

16
1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б

17
1-а, 2-б, 3-б, 4-а

18
1-в, 2-г, 3-а(д), 4-д(а), 5-б

19
1-в, 2-а, 3-б

20
1-в, 2-а, 3-б


Тест по теме «Опора и движение. Скелет человека»
2 вариант
Тестовые задания с одним правильным ответом
От массы тела взрослого человека кости составляют около:
а) 36% в) 54%
б) 18% г) 65%
Трубчатые кости:
а) могут быть длинными или короткими, состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов), внутри тела - полость;
б) участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы, их ширина и длина значительно преобладают над толщиной;
в) имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертания;
г) нет верного ответа
К широким, или плоским, костям относятся:
а) плечевая, бедренная, фаланги пальцев в) кости таза, мозгового отдела черепа,
грудина
б) позвонки, кости основания черепа г) фаланги пальцев, грудина, позвонки
В состав грудной клетки входят:
а) 12 пар ребер, позвонки шейного и грудного отдела позвоночника, грудина;
б) 12 пар ребер, позвонки грудного отдела позвоночника, грудина;
в) 11 пар ребер, позвонки грудного отдела позвоночника, грудина;
г) 11 пар ребер, позвонки шейного и грудного отдела позвоночника, грудина.
В молодом возрасте и у детей кости более эластичные и упругие, так как:
а) содержание органических и неорганических веществ в них примерно равное;
б) в них преобладают неорганические вещества;
в) в них преобладают органические вещества;
г) нет правильного ответа.
Сустав – это:
а) подвижное соединение костей; в) неподвижное соединение костей;
б) полуподвижное соединение костей; г) прерывное соединение.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости, при котором наблюдается большой угол патологического изгиба позвоночника, более 50 градусов - это:
а) сколиоз I степени; б) сколиоз II степени; в) сколиоз III степени; г) сколиоз IV степени.
Тестовые задания открытого типа
Костная ткань построена из клеток и вещества и имеет у человека пластинчатое строение.
За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы происходит рост костей в
За счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами, молодые кости растут в
Развитие скелета у заканчивается к 20-25 годам, а у - в 18-21 год.
С возрастом веществ в костях становится меньше, поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и ломкие.
играют роль амортизатора: смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняя внутренние органы и особенно головной мозг от сотрясений.

14. Указать количество позвонков, которым образованы отделы позвоночника:
1) шейный
2) грудной
3) поясничный
4) крестцовый
5) копчиковый.

Тестовые задания на установление соответствия
15. Данный отдел скелета включает:
Отдел скелета: Кости:
а) скелет туловища 1. ребра
б) скелет верхних конечностей 2. кости запястья
в) скелет нижних конечностей 3. Бедренная
4. грудина
5. ключица
6. кости плюсны
1
2
3
4
5
6









16. Данный отдел черепа включает:
Отдел черепа: Кости:
а) мозговой 1. затылочная
б) лицевой 2. носовые
3. скуловые
4. клиновидная
5. теменные
6. верхнечелюстные
1
2
3
4
5
6










17. Каждый тип костного вещества характеризуется:
Вещество: Характеристики:
а) компактное 1. Особенно хорошо развито в костях, выполняющих
функцию опоры и движения
б) губчатое 2. Костные пластинки располагаются по направлениям
наибольшей нагрузки
3. Между пластинками находится красный костный мозг
4. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму,
как бы вставлены одна в другую.
1
2
3
4







18. Указанная часть скелета верхней конечности состоит из следующих костей:
Части скелета верхней конечности: Кости:
А) Пояс верхней конечности 1. плечевая
Б) Скелет свободной верхней конечности 2. локтевая
3. лопатка
4. лучевая
5. ключица
6. кости кисти

1
2
3
4
5
6









19. Перечисленные примеры соединения костей относятся к типу:
Тип соединения костей: Примеры:
а) непрерывное 1. Кости таза
б) прерывное 2. Кости черепа
3. Плечевой сустав
4. Коленный сустав.

20. На рисунках изображены:

1. 2. 3.
а) лордоз б) сколиоз в) кифоз
1
2
3








Критерии оценивания
«5» - 90-100% - 35-39 баллов
«4» - 70-89% - 27-34 баллов
«3» - 50-69% - 20-26 баллов
«2» - 0-49% - 0-19 баллов
Таблица 5
Ответы

№ вопроса
Правильный ответ

1
Б

2
А

3
В

4
Б

5
В

6
А

7
Г

8
Костных, межклеточного

9
Толщину

10
Длину

11
Мужчин, женщин

12
Органических

13
Изгибы позвоночника

14
1 - 7; 2 - 12; 3 - 5; 4 - 5; 5 - 4-5.

15
1-а, 2-б, 3-в, 4-а, 5-б, 6-в

16
1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б

17
1-а, 2-б, 3-б, 4-а

18
1-б, 2-б, 3-а, 4-б, 5-а, 6-б

19
1-а, 2-а, 3-б, 4-б

20
1-в, 2-а, 3-б




Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 515