Внеклассное занятие на тему: Путешествие в мир занимательной математики


Учитель: Индюкова Римма Юрьевна
Школа: РМЭ «МОУ Сернурская средняя (полная)
общеобразовательная школа №2 им.Н.А.Заболоцкого»
Тема: Путешествие в мир занимательной математики
Цели: 1.Развить умение сложения нескольких слагаемых
Развитие смекалки, находчивости.
Ознакомить с различными видами задач.
Оборудование: конверты для кружочков, ребусы, таблички.
Ход урока.
1.Орг. момент
2. Вступительная беседа.
Сегодня на уроке, мы с вами совершим путешествие в мир занимательной математики. Для этого разделимся на команды: 1 ряд - 1-я команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. За каждый правильный ответ команда будет получать красный кружочек. Победит та команда, которая наберет большее количество кружочков.
1).Первым заданием будет разминка – отгадывание ребусов. Ребус – это загадка, в которой вместо слов или части слова нарисованы предметы, название которой надо отгадать и тем самым прочесть весь ребус. И так ребус для 1 команды. Кто хочет его прочитать? Пожалуйста….
100
Кто еще как думает?
- Правильно. А теперь подойдет к доске … и перевернет карточку, и прочтет громко на обороте ответ. Команда отгадала правильно и получает 1 красный кружок /Если после нескольких попыток команда не сможет отгадать, то в работу включаются другие команды/
- Следующий ребус для 2 команды

А теперь подойдет к доске … и перевернет карточку, и прочтет громко на обороте ответ. Команда отгадала правильно и получает 1 красный кружок- 3-ий ребус для 3 команды Кто прочитает ребус?

91440184785,, , ,
У кого по-другому? Правильно. Третья команда тоже получает 1 красный кружочек. С первым заданием все справились правильно.
2.) Второе задание – задачи в стихах. Вам надо быть очень внимательными. Задача для 1 команды. Слушайте внимательно.
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь
Для Наташи, Маши, Тани, Коли, Оли, Гали, Вали.
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи 4 штуки
Если можешь пироги
Сосчитать им помоги./Можно прочитать еще 1 раз/
- И так, сколько всего пирогов бабка посадила в печь? (12)
Давайте проверим (перечитываем стихотворение и считаем пирожки)
2 задание для 2-й команды:
Сколько кукол?
Я сегодня рано встала, кукол всех пересчитала
3 –Матрешки, на окошке, 2 – Маринке на перинке
Пупсик с Катей, Буратино
И Петрушка в колпачке- на зеленом сундучке.
Я считала, я трудилась
Но потом со счету сбилась
Помогите мне опять,
Кукол всех пересчитать!
Сколько всего кукол было у девочки?
Сколько получилось? (9 кукол)
_ У кого по другому?
- Давайте все вместе сосчитаем ( 3 –матрешки, 2 –Маринке, пупсик -1, Катя- 1, Буратино -1, Петрушка – 1 ) Все правильно. Получаете 1 кружок. Следующее задание для 3-й команды.
По грибы
Солнце льет на землю свет
Рыжик прячется в траве
Рядом тут же в теплых платьях
И еще 12 братьев
В кузовок я всех их спрятал
Вдруг гляжу в траве маслята.
И 15 тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов
Сколько я нашел грибов?
Кто сосчитал, сколько же грибов нашли? (28)
Давайте все вместе проверим. Рыжик -1 гриб, и еще 12 братьев - стало 13. И еще 15 маслят. Всего стало 28 грибов. Вы решили правильно. Получаете 1 кружок. 9кружки складываются в конверты)Следующим заданием будут задачи – смекалки. Ответьте на вопрос
Какие числа называются двузначными? ( Которые записываются 2-мя знаками – цифрами)
Приведите примеры.
А сейчас из каждой команды выходят по 1 участнику и выполняют задания у доски, а остальные на листочках. Составить как можно больше двузначных чисел из заданных цифр.
1 –я – цифры 3 и 6
2-я - цифры 2 и 7
3 - я цифры 9 и 6
Проверка :1 –я –3 6, 63, 33, 66
2-я - 22, 77, 27, 72
3 - я – 99, 9 6, 66, 69
Вывод: Из 2-х разных цифр можно получить 4 разных двузначных числа.
Каждая команда получает по 1 кружочку.
Какие числа называются трехзначными? Приведите примеры. Задания для команд – составить всевозможные трехзначные числа с помощью цифр, чтобы цифры не повторялись.
1 –я – цифры 5, 4, 7
2-я - цифры 6, 8, 9
3 - я цифры 2, 4, 6
Проверка :1 –я – 547, 574,457,475, 745, 754
2-я - 689,698, 869, 896, 968, 986
3 - я – 246, 264, 426, 462, 624, 642 Вывод: из 3-х различных цифр можно составить 6 различных трехзначных чисел.
Молодцы. Каждая команда получает по 1 кружочку.
Следующим заданием будет решение примеров.
Для 1 команды: * 3 *
3 * 3
0 0 0Для 2 команды: * 7 *
2 * 9
6 6 6Для 3 команды: * 3 * 5
* 8 *
6 4 9
Для того, чтобы решить эти примеры, вам сначала надо угадать, какая цифра скрыта. Вам надо восстановить пример. Из каждой команды к доске выходит по 1 ученику. А остальные будут решать в тетради. А сидящие за первыми партами будут решать задания с другими примерами.
1-й + * 3 * Ответ: + 234
5 * 5 585
8 19 819

2 –й +4 * 8 Ответ: + 448
* 5 * 256
7 0 4 704
3 –й + * 3 * Ответ: + 236
4 * 5 445
6 8 1 681
4 –й + 2* 2 Ответ: + 262
* 5 456
718 7185 –й + * 5 * Ответ: + 651
1 * 5 185
8 3 6 836
6 –й +3 * 4 Ответ: + 374
* 6 * 566
9 4 0 940
( при верном решении команды получают по 1 кружочку)
Решение примеров еще по 1 ученику из каждой команды
1-й ученик: + 6 *7
*6 *
1 0 0 02 -й ученик: + 8 *3
*5*
1 0 0 0 3 -й ученик: + 5 * 8
* 6 *
1 0 0 0Задачи - шутки
1–я – Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько км пробежала каждая лошадь?
2-я - Когда гусь стоит на на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну лапу?
3 – я - У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей в семье?
Объясните, как решали?
Молодцы. Все команды справились с заданием. Каждая команда получает по 1 кружочку.
Решаем следующее задание. Оно для всех. Выявим, кто быстрее решит?
Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах.
На доске:
Коля Саша
Гвоздев Шилов
(За правильный ответ дается 1 кружок.)
Следующая задача на сообразительность. Послушайте ее внимательно. Победит та команда, которая решит первая.
К широкой реке подошли трое ребят – Митя, Олег и Вася. Им надо переправиться на другой берег. Но на этом берегу стоял только небольшой плот, который мог выдержать груз не больше 60 кг. Ребята вспомнили, что Митя и Олег весили по 30 кг, а Вася - 40 кг.
Подумав, ребята нашли способ переправы и оказались на другом берегу. Как на этом маленьком плоту ребята переправились на другой берег?
На доске:
Митя 30 кг
Олег 30 кг
Вася 40 кг
Плот 60 кг
Ребята можете посоветоваться в парах. Решение поясняется после ответа детей. (Сначала на другой берег на плоту переправятся Митя и Олег, т.к. их вес вместе составляет 60 кг. Олин из них, например Олег возвращается обратно и выходит на берег. Затем на другой берег переезжает Вася (40 кг), а Митя возвращается на этот берег, чтобы вместе с Олегом вновь переправиться на другой берег.)/Награждается команда – победитель/
А теперь подведем итог.
Жюри подсчитывает количество кружочков в конвертах команд.
Отметим самых активных участников и самых умных и быстро считающих.
Награждается команда – победитель.