Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда» (курс «Музыкальное искусство, 7 класс)


Донецкая общеобразовательная школа I-IIIступеней№88
Министерства образования и науки
Донецкой Народной республики






Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда»
(курс «Музыкальное искусство, 7 класс)








Полях Татьяна Викторовна,
учитель музыкального искусства







Тема: Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда»
(курс «Музыкальное искусство, 7 класс)
Цель: познакомить учащихся с рок-оперой «Иисус Христос-суперзвезда», обеспечить осознание учащимися сути, содержания, замысла музыкального произведения в процессе анализирования ее драматургии;
формировать умение выявлять в музыке различные стилистические направления классической и поп-музыки ( соул, хард-рок, джаз,
рок-н-рол, балладный рок и др.); объяснить значение понятий «рок-опера», «направления поп-музыки»; развивать слушательские и исполнительские навыки; стимулировать эмоционально-художественную деятельность
Воспитывать интерес к поп-музыке, лучшие моральные качества личности, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с заданиями
Музыкальный материал: Э. Л. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда»(фрагменты)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вход учащихся под звучание духовной музыки - Й.С. Бах «Высокая месса»
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Учитель:
? Какая музыка вас встретила?
? Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
? Что вы о ней можете рассказать?
? С именем какого композитора она связана?
? Какой вклад внёс Й. С. Бах в развитие духовной музыки?
? Что такое месса?
? Кому посвящена эта музыка?
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Каждое поколение страстно желает приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе – Спасителе Мира
IV Изучение нового материала.
Объявление темы урока
Рассказ учителя:
Рок-опера-это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего. Жанр оперы существует 300 лет. Жанр рок-оперы появился во II половине 20-го века.
«Иисус Христос-суперзвезда» - одна из известных и величайших рок-опер в мире, с довольно длительной историей, ставшей шедевром и легендой мира музыки. Появлением этой рок-оперы мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту Тиму Райсу.
Выступления учащихся с сообщениями, презентациями.
«Биография Э. Л. Уэббера»
«История создания рок-оперы»
«Сюжет рок-оперы»
«Позиция авторов и реакция церкви»
Слово учителя:
Темы, к которым обратились создатели вечны – добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство, но каждое поколение пытается осмыслить их по-своему. В
рок-опере органично переплелись различные стилистические направления классической и поп-музыки ( соул, хард-рок, джаз, рок-н-рол, балладный рок и др.), что сделало доступным ее образы и музыкальный язык широкому кругу молодёжи.
Работа в тетрадях:
Словарь:
«Рок-опера», «хард-рок», «джаз», «рок-н-рол», «балладный рок», «чарльстон», «фокстрот», «регтайм»
Слово учителя:
Мир образов рок-оперы условно делится на лирические и драматургические.
Слушание. Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда»(фрагменты)
а) сцена в Гефсиманском саду - ария И. Христа
б) ария Марии Магдалины
в) ария царя Ирода
г) ария Иуды
Работа в группах
а) инструктаж
б) объединение учащихся в группы и распределение ролей
в) выполнение заданий
г) презентация результатов работы
Первая группа
1. Какие интонации преобладают в музыкальной характеристике Христа?
2. Какими выразительными средствами композитор рисует образ Христа?
Вторая группа
1. Какие интонации преобладают в музыкальной характеристике Марии Магдалины?
2. Какими человеческими чувствами наделён образ грешницы?
Третья группа
1. Какие интонации преобладают в музыкальной характеристике Ирода?
2. Охарактеризуйте жизненный образ царя Иудеи.
Четвёртая группа
1. Какие интонации преобладают в музыкальной характеристике Иуды? Почему?
V.Итог урока
Слово учителя с элементами беседы:
Рок-опера заканчивается трагически, Иисус Христос распят на кресте, Иуда сходит с ума.
Вопрос (проблемный). Почему создатели оперы заканчивают трагическим финалом, а не сценой чудесного воскрешения Господа? (таким образом авторы побуждают зрителей размышлять над вечным вопросом «Что есть истина»)
Оценивание учащихся
\/|. Выход под звучание хора «Осанна» из рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда»