Подготовка к сочинению — описанию пейзажа в художественном стиле.




Проект урока
Пейзажная зарисовка.
Подготовка к сочинению - описанию пейзажа в художественном стиле.
6 КЛАСС
(Стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком», Г. Гейне « Сосна», картина И.И. Шишкина « На севере диком», муз. миниатюра А. Вивальди « Времена года. Зима»).



Подготовила : Гранкина И.Н., учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области





2015 год
Цель урока: дать понятие о пейзажной зарисовке; закрепить и углубить представления об описании и пейзажа в художественном стиле; воспитывать интерес к различным видам искусства; учить видеть, понимать элементы пейзажа, на основе подобранного материала пробовать оформить свои наблюдения.
Творческая задача урока: сравнить мир чувств и переживаний авторов произведений; выяснить различия и сходства художественных особенностей стихотворения русского и немецкого поэтов; повторить художественно-изобразительные средства поэзии (эпитеты, олицетворение, сравнение, аллегория, градация, инверсия ) и художественно-выразительные средства живописи ( цвет, колорит, композиция, тон).
Оборудование: - репродукция картины И.И. Шишкина « На севере диком»; - стихотворения М.Ю. Лермонтова, Г. Гейне. - презентация.
1.Оргмомент.
2. – У писателя Константина Паустовского есть такие прекрасные слова : « Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу русской Природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране. » Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Природу воспевали в своих произведениях и композиторы, и художники, и поэты. Мы попробуем передать состояние природы, используя различные средства языка. «Нарисуем» пейзажную зарисовку по картине Ивана Ивановича Шишкина « На севере диком » в этом нам помогут образное слово поэтов М. Ю. Лермонтова и Генриха Гейне и музыка композитора Антонио Вивальди. - Запишем число: и тему урока: Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению - описанию в художественном стиле. - Следовательно, пейзажная зарисовка - ( определение на слайде) – это изображение природы при помощи красок ( у художников), слов ( у поэтов и писателей), звуков ( у композиторов).
– Стихотворения М. Ю. Лермонтова « На севере диком...» было написано в 1841 году это стихотворение – перевод стихотворения великого немецкого поэта Генриха Гейне « Сосна», написанного в 1822 году, является вершиной в юношеском цикле его стихотворения « Лирического интермеццо», входят в состав «Книги песен», которая создавалась в течение двадцати лет. Лейтмотив всего цикла – тема любви. Поэт томится по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь неразделенной любви выражена в стихотворении « Сосна» в символах широкого смысла.
– Перед вами подстрочный перевод стихотворения Генриха Гейне « Сосна», послушаем и определим его интонацию. Ученик: Сосна стоит одиноко На севере на холодной вершине. Она дремлет, белым покрывалом Окутывают ее лед и снег. Она мечтает о пальме, Которая далеко на востоке Одиноко и молча печалится На пылающей скале. - Так какова же интонация стихотворения?
Ученик: интонация стихотворения грустная, тихая, печальная. - Грустная и печальная интонация гейневского стихотворения подчеркивает чувства одиночества и тоски по далекой возлюбленной через аллегорический образ сосны. - А что такое аллегория? - Сосна мечтает в одиночестве, и ощущает не уютность, бесприютность, заброшенность в далекой северной стране, тоскует по недосягаемой пальме.
– А теперь послушаете стихотворение М.Ю. Лермонтова « На севере диком». ( Читает наизусть подготовленный ученик) На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой - В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем прекрасная пальма растёт. - Удалось ли русскому поэту передать интонацию оригинала, настроение, чувства тоски, одиночества, грусти? - Разноплановость переживаемого чувства ( здесь – « На севере диком» и там – « В том крае, где солнца восход») подчеркнуто пунктуационным знаком (тире) – пауза, несущая смысловую нагрузку. - А что такое инверсия? (Слайд с определением) - Найдите её в стихотворении. - Мы видим , что инверсия способствует акцентированию аллегорических образов сосны и пальмы, далеких друг от друга и близких по своему душевному переживанию. - Закономерно использование прилагательных, обладающих сильной экспрессией. Какие эти прилагательные? - Чувство поэта настолько выразительно, глубоко и эмоционально, что проявляется и в градации. - Что такое градация? (Слайд с определением )Найдите в тексте.
Лексика - стилистический анализ 2- х стихотворений Лермонтова и Гейне. - Лермонтов – прекрасный переводчик и превосходный поэт. - Какие художественно-изобразительные средства использует автор художественного перевода?
Ученик: он не только удивительно точно передает интонацию и настроение первоисточника, но пожалуй, его стихотворение звучит еще более проникновеннее, выразительно. Этому помогают используемые поэтом эпитеты(Слайд с определением ): голая вершина, сыпучий снег, прекрасная пальма; сравнение(Слайд с определением ): одета, как ризой, она.
- Риза – это верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая, во время богослужения.
- А какие ещё изобразительные средства использует поэт?
- В чем вы видите не только сходство, но и различие со стихотворением Гейне?
Ученик: в отличие от Гейне, Лермонтовское стихотворение, на мой взгляд, образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Если сравнить: на холодной вершине – на голой вершине ( можно подобрать синоним к « голой вершине» - одинокое, обездоленное, пустынная); Белым покрывалом окутывает её лёд и снег – одета снегом сыпучим, как ризой (сравнение передает торжественность, великолепие убранства, парадность); на пылающей скале ( синонимы) к « пылающей скале» - огненная, горячей) – на утёсе горючем ( здесь горячий от слова «горе, горестный» ).
Рефлексия:– А теперь, ребята, немного отдохнем. Посмотрим на наш тренажер и проведем зрачками по линии.
– Много художников было в России, а мало кто был знаменит как Шишкин Иван Иванович. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья. Всё вместе это называется «пейзаж» . Любил он, чтобы всё было красивое, сильное, здоровое. Он и сам был такой - широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.
Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать, а он возьмет карандашик - его не видно в толстых пальцах - да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать - глаз не оторвешь!
Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто не посмотрит - залюбуется. Широка, просторна, богата наша земля. Живи да радуйся!
- Посмотрите на его картину « На севере диком» (Слайд), Иван Иванович Шишкин передает те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами- средствами живописи. - Давайте, сопоставим её с поэтическими произведениями Г. Гейне и М.Ю. Лермонтова. - А что изображено на картине? - Какие средства живописи помогаю автору картины, передать те же чувства одиночества, грусти? Ученики: цвет, колорит, композиция, тон. - А давайте вспомним, что обозначают эти термины? Цвет (в живописи)- сочетание красок в картине. Колорит - соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей; расположение фигур на картине художника.
Тон - характер, оттенок красок, цвета по яркости. - А какие оттенки цвета являются основными в картине, тёплые или холодные? - А что является одной из главных примет зимы? Ученик: одной из главной примет зимы является нег.
- А какого он цвета? Ученик: белого. - Я не зря об этом спросила. Взглянуть - не значит увидеть. А иной раз и увидеть мало. Надо всмотреться. Но прежде чем всмотреться, прислушаемся к тем, кто цвет ощущает лучше других - к художникам. Однажды к художнику Репину отправилась целая делегация молодых живописцев, желающих найти ответ на один - единственный вопрос: какого же цвета снег. Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: « Какого цвета снег?». « Только не белый», - коротко ответил Репин и скрылся в дверях своей комнаты. Немногословный, но достаточно красноречивый ответ - Примите это к сведению. Представьте, что вам надо словами нарисовать то, что изобразил художник. Следующая работа групповая: подбирает цветовую лексику к слову «снег»: Свежий, ровный, чистый, серый, сыпучий, мягкий (мягок), глубокий, рыхлый, пушистый, сверкающий, искрящийся, голубоватый, зеленоватый, желтоватый. - Какое значение вносит суффикс – оват – в прилагательное? Ученик: этот суффикс показывает неполноту качества. Не голубой, а немного голубоватый,
подбирает синонимы к слову «блестеть»: Сверкать, икриться, слепить глаза, переливаться всеми цветами радуги, светиться, сиять. подбирает цветовую лексику к слову «небо» : низкое (низок), тёмное, холодное, свинцовое, неясное. - А теперь проверим (записываем и комментируем орфограммы) (Слайд) . - А какой вы видите сосну? - Видим ли мы присутствие ветра, метели? - Как перекликаются мысли и чувства художника с настроением поэтов, переданным в стихах? - Для того, чтобы последовательно написать текст сочинения, нам необходим план.
Работа над планом: - О чём мы будем писать во вступлении сочинения? 1. И. И. Шишкин - замечательный русский художник-пейзажист. - О чем необходимо сказать в основной части сочинения? 2. Дикий север глазами художника: а) одинокая сосна; б) безбрежная даль неба; в) многоцветный снег. - Для того, чтобы передать своеобразие зимней природы дикого севера, каким типом речи вы воспользуетесь? - В заключении мы должны подвести итог нашему сочинению. О чем вы должны сказать? - Какой снег вы увидели на картине? - Как вы думаете, от чего зависит цвет снега на картине? - Третьим пунктом плана будет 3. Моё отношение к картине. - А какое настроение создает это живописное полотно? Ученик: несмотря на то, что Иван Шишкин использует темные краски, мне кажется, что вся картина пронизана ощущением свежести, как будто природа празднует какой-то праздник, победу, что хоть климат на севере и суровый, природа так великолепна. - Вы чувствуете связь между лириками и художниками? Давайте и мы попробуем запечатлеть отдельные фрагменты картины, используя лексику стихотворения. Пользуйтесь « Памяткой». ПАМЯТКА 1. Подумайте, что вы хотите « нарисовать» словами. 2. Какова будет основная мысль вашей зарисовки? 3. Какими выразительными средствами языка вы будете
пользоваться в своей работе? - Прослушивание сочинений- миниатюр.
– Композиторы при помощи звуков тоже могут передать свое восприятие пейзажа. Послушаем музыкальную миниатюру венецианского композитора Антонио Вивальди из цикла « Времена года. Зима». - Представьте, что мы слышим в зиме. - Прослушивание музыкальной миниатюры. - Вам не кажется, что с морозным звоном полетели снежинки: одна, другая, третья И вот уже летят хлопья снега, сверкая на солнце. А потом снова падают одинокие снежинки, обгоняя друг друга. И вот эту звенящую, искрящуюся на морозном солнце кутерьму перекрывает чудесная мелодия. Какой прекрасный музыкальный пейзаж! - Устно дополните этот текст 2-3 предложениями. Ваши восприятия музыки.(Дополнения учеников). - Сегодня на уроке мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, музыке, живописи. Что общего мы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства. Что их объединяет? Ученик: поэты стремятся передать свое отношение к описываемому. И художники, и композиторы изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что их привлекало. - Стихотворения, произведения живописи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли. Д/з – Используя материал, который мы собрали сегодня на уроке, план ваших будущих работ, сочинения- миниатюры, дома вы подготовите заготовки пейзажных зарисовок по картине Ивана Ивановича Шишкина. На следующем уроке мы проанализируем их и исправим недочеты, а затем приступим к написанию сочинения - описания. - Оценки.

Слайд

I-й ряд

III-й ряд

II-й ряд

Слайд

Слайд




15