Презентация по литературе на тему Метафора и сравнение в лирике С.А. Есенина


Презентация по литературе на тему:“ Метафора и сравнение в лирике Сергея Есенина” “ Жил мальчик в простой крестьянской семье” (С.Есенин “Черный человек”) Сергей Александрович Есенин (род. 21 сентября(3 октября) 1895 г., село Константиново, Рязанская губерния – 28 декабря 1925 г., Ленинград) – русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии(1914-1918 гг.), а позже и имажинизма(1918-1922 гг.) С.Есенин в 1913 году. В русском языке существует множество средств, которые используются для построения образов, для разнообразных новых лексических значений. Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть, например, путем переноса названия по сходству предметов или их признаков, в результате сходства выполняемых функций, появления ассоциаций по смежности. В учебной литературе называется разное количество традиционных типов переносных значений слова. В одних случаях выделяют только метафору и метонимию, в других – метафору, метонимию, синекдоху и функциональный перенос. Различия в числе переносных значений объясняются тем, что синекдоху считают разновидностью метонимии, а функциональный перенос – разновидностью метафоры. Метафора используется в бытовой и художественной речи. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но и способ построения образов. Метафорой – (от греч. Metaphora – перенос) – называется троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.д., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименование другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. Дмитрий Николаевич Ушаков Часть I: “Особенности художественного стиля.” Лирическая поэзия удивительно богата и многогранна, по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы. Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи. Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств. В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта - синий, голубой и золотой. Особенности метафоры в поэзии Сергея Есенина. Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу. Он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие. В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Поэтическая лексика. Простые, незамысловатые слова и выражения, заимствованные из народного творчества и создают тот неподдельный, многим близкий стиль С. Есенина. Сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка – девушка. У Есенина сравнения встречаются очень часто: «заря над полем – как красный тын»; «и берёзы …, как большие свечки»...И что уж совсем необычно - Есенин употребляет в сравнительном обороте изъяснительный союз «что»:«…и ветки золотистые, что кудри, завила».Цветущие ветви черёмухи сравниваются с завитками кудрей. Такие сравнения называются простыми, потому что два предмета, явления сравниваются по одному общему у них признаку. Солнце сравнивается с сохой, месяц с ягненком или пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд в природе нет броских, запоминающихся картин и многое давно уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Метафоричность образов – это черты художественного стиля поэта. О способности поэта раскрывать на основе сходства явлений внешне предметной и психической жизни, пользоваться различными приемами метафоризации, выпуклого конкретно-вещественного выражения переживаний, идущими чаще всего от народной загадки и песни, много писалось в критике и в исследовательской литературе, обосновывался вывод о том, что с годами есенинская конкретно-предметная образность видоизменялась, качественно обогащалась и совершенствовалась, пополнялась новыми приемами и формами. Поэт улавливает запах вишен и моха от поднимающейся как бы из глубины леса луны, он даже слышит. Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэт писал о любви к животным, осуждал жестокое обращение с ними. Эти образы используются в поэзии С.Есенина и как традиционные литературно-фольклорная символика. Использование в произведениях названия животных обычно сопровождаются прилагательными-эпитетами, чаще всего со значением цвета: желтый ворон, медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба. Есенинская метафора бывает и именной, и глагольной, каждая из которых в свою очередь подразделяются на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся. Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» и не олицетворяющая: «желтый лик» - диск месяца; глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» - умру и олицетворяющая: «колокола заплакали» - зазвонили. Таким образом, существительное является основой есенинской метафоры, а сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворение наряду с общими для метафоры и сравнения формами имеет и свои специфические. Есенинская метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы, простые слова (снег, цветение, голубой, песни и т.д.) метафоризуются и даже символизуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества. В стихотворении «Поет зима – аукает…» умело и со вкусом использованы метафоры и сравнения. Зима «аукает» и «поет», «баюкает» мохнатый лес, «метелица ковром шелковым стелется», а вьюга «ревет» и «злится». В ранних стихах Есенина есть немало привычных слуху метафор, созвучий и других элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова придают простому сопоставлению, образу какую- то первозданность. Для поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природы для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина. Цвета, звуки и настроение лирического героя – все это является характерными чертами стихотворений поэта. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. Что, конечно, не может оставить равнодушным ни одного истинно русского человека. И только истинно русский человек может почувствовать и «прощупать» каждое слово, пропустить его через себя, чтобы дать ему новую жизнь и новое его осмысление. Именно такими человеком, на мой взгляд, и был С.А. Есенин. Заключение. Есенин – это Россия. Его стихи – это разговоры о Руси, её прошлом, настоящем и будущем. И, конечно же, время определило значение есенинской поэзии, народной по своей сути. В её центре – великие противоречия нашей эпохи, и прежде всего – национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, властью и личностью, её сиротство и трагическая судьба. Эти черты в характере русского народа, в русской душе и вошли в характер лирического героя С. Есенина.