Программа элективного курса по предмету Живопись в изобразительном искусстве



АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
для учащихся 5-11 классов
(по 2ч в неделю, всего 68 часов)
Лицей при КазГАСААвторы составители: Жапаров А.Б.
Казкенова Р.Е
преподаватели лицея
Рецензент:
Тулебиев А.Т.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы профильных школ и лицеев, имеющих художественно–эстетическую направленность, реализует часть триединой задачи – (Композиция, Рисунок) “Живопись” как единое целое в изобразительном искусстве»
Данная программа составлена на основе типовых программ МОН РК, модифицированной и адаптированной в условиях художественной школы искусств для дополнительного художественного образования учащихся.
Отличие данной программы заключается во включении в образовательный процесс тем, что предусмотрено участие детей в конкурсной и выставочной деятельности и способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, формирует понимание значимости собственной творческой деятельности.
В программе предусмотрено знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию живописных навыков у детей и формированию интереса к изобразительному искусству.

Цели и задачи образовательного процесса по предмету «ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»: *развитие и формирование у учащихся способности видеть, наблюдать и изображать форму по всем многообразии её цветосветовых отношений, *формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с законами цветоведения.
В 5 классе - задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют работы к народным сказкам ,к любимым героям из мультфильма.
Перед учащимися 6класса- ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Задачей 7-го класса является формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, сближённых и дополнительных способах нанесения живописных материалов на плоскость. Формирование понятий о контрасте, нюансе и влиянии цветового решения работы на её эмоциональный строй, понятие о взаимосвязи цвета и формы. 7 класс - знакомство с цветоведением и понятием «живопись как вид изобразительного искусства».
8 класс – формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений; знаний о явлениях цветового контраста, нюанса в живописи; изучение влияния цветового решения работы на её композиционный строй.
Задачей 8-го класса является развитие знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, дополнительных, сближённых, а так же о попытках использования качества цветов в изображении светотени, глубины пространства.
9 класс - изучение способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях, формирование представления о колорите.
Задачей 9-го класса является формирование представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе в живописи, знаний о колорите и средствах его создания в живописном произведении.
10 класс - изучение роли тональных и тёпло-холодных отношений в живописном произведении.
Задачей 10-го класса является формирование представлений о тональности в живописи, формирование навыков создания тёплой и холодной цветовой гамм в живописной работе, использования тёпло-холодных цветовых отношений для создания живописного произведения.
11 класс - изучение понятий «художественного образа» и «творческий замысел», средств создания художественного образа и воплощения творческого замысла в живописном произведении с помощью композиционного построения, техники, материала, художественных приёмов.
Задачей 11-го класса является обучение изображению с натуры и по памяти, использование языка живописи в собственной художественно-творческой деятельности, навыкам плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.
Формы и методы обучения.
Традиционно главной формой обучения является выполнение длительных этюдов с неподвижной натуры (натюрморт). Наряду с длительными постановками предусмотрены кратковременные этюды.
Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений живописи (репродукций с работ мастеров живописи, учебных этюдов). Знакомство с подлинниками живописных произведений происходит во время посещений музеев и выставочных залов, представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение как казахского, советского, так и зарубежного мирового искусства, а также жизненного опыта детей.
Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, развития образного мышления и фантазии на основе работ по памяти, по представлению является важным условием успешного освоения учащимися программного материала. Стремление отразить в своих работах действительность, своего отношения и мироощущения должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Формы деятельности учащихся на уроках:
- изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений мирового искусства (работы детей из художественного фонда, слайдов, репродукций и видеофильмов);
- обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
-изучение художественного наследия;
С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров (выставки учебных и творческих работ, выпуск стенгазет к праздникам).
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.«ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
5 класс

Учебно-тематический план
№ ТЕМА часы Теоретические Практические
1 полугодие
1 Вступительная беседа.Пастель и цветные мелки, цветные карандаши, акварель,гуащь, их выразительные возможности. 4 1 3
2 Рисование осенних листьев различной формы. 4 1 3
3 Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Цветовой круг.Хроматические цвета.Развивающие упражнения. 6 1 5
4 Жанры изобразительного искусства. Натюрморт”Дары природы”. 8 1 7
5 Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить,дать название. 5 1 4
6 Новогодние подарки от Дедушки Мороза. 5 1 4
32 6 26
2 полугодие
7 Контрастный натюрморт в технике Гризайль.Цветовой тон. 8 1 7
8 Любимые игрушки моего детства 6 1 5
9 Выразительные возможности Аппликации. 6 1 5
10 Любимый герой из мультфильма. Выразительные возможности графических материалов. 8 1 7
11 Итоговый урок.
Как я хочу провести летние каникулы. 8 1 7
36 6 30
Всего: 68 12 6
Содержание предмета
№ Тема занятий Кол-во
часов материал формат
1 Вступительная беседа.
О художественных материалах: красках, кистях, бумаге.Ознакомление с различной техникой живописи. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности.
Эксперименты с красками и бумагой.
Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей. 4 бумага, кисти, акварель, гуашь. А 4
2 Рисование осенних листьев различной формы. Развивать у детей умение видеть красоту природы в различные времена года. 4 Гуашь, кисти А43 Три основные краски –красная, синяя, желтая.Цветовой круг.Хроматические цвета. 1.Ученик должен различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; 2.Развивающие упражнения. 6 Гуашь, кисти А44 Жанры изобразительного искусства. Натюрморт”Дары природы”. Приобретение первичных навыков изображения предметного мира/ 8 Гуашь, кисти А 4
5 Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить,дать название. Развитие наблюдательности и познавательной способности. 5 Гуашь, кисти А 3
6 Новогодние подарки от Дедушки Мороза. Задание для отражение фантазии. 5 Гуашь, кисти А 4
7 Контрастный натюрморт в технике Гризайль.Цветовой тон.Изучение свойства красок.Тональность в живописи 8
Гуашь,
Акварель, кисти. А 4
8 Любимые игрушки моего детства. Рисование по памяти. 6 Акварель, кисти. А 4
9 Выразительные возможности Аппликации. Работа с
бумагой, Отражение средствами ИЗО образов и впечатлений. 6 Гуашь Пастель, цветной картон.
Куски цветной ткани,ПВАА 3
10 Любимый герой из мультфильма. Выразительные возможности графических материалов. Формирование эмоциональной отзывчивости на эстетические явления. 8 А 4
11 Итоговый урок.
Как я хочу провести летние каникулы. Развитие творческого мышления.Показать приобретенные навыки. 8 Гуашь А 3
Всего 68 В конце 5-го класса учащиеся
должны знать:
Понятие живописи, её главные выразительные средства;
Материалы и инструменты для живописи;
Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближенные цвета.
уметь:
Грамотно организовать рабочее место;
Правильно компоновать работу;
Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.
6 КЛАСС
Учебно-тематический план
№ ТЕМА
Кол-во
часов Теоретические Практические
1 полугодие
1 Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы. 3 1 2
2 Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её. 3 1 2
3 Придумать и изобразить свой будущий дом. 6 1 5
4 Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. “Краски осени”.Ознокомление смешенной техникой. 6 1 5
5 .Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в технике “Гризайль” .Этюд. 6 1 5
6 Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в цвете.Итоговая работа. Этюд. 8
1
7
32 6 26
7 Зимние ассоциаций- “Узоры”. 4 1 3
8 Малофигурный натюрморт в теплой гамме. 5 1 4
9
Малофигурный натюрморт в холодной гамме. 5 1 4
10 Натюрморт.Копия с репродукций. 7 1 6
11 Декоративный натюрморт.Стилизация в живописи. 7 1 6
12 Итоговая работа-“Моя семья”. Сюжет и образ в живописи. 8 1 7
36 5 31
Всего 68 11 57
Содержание предмета
№ ТЕМА
Кол-во
часов Материал Формат
1 полугодие
1 Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы. Изучать окружающий предметный мир и мир природы, Овладевать приёмами работы красками и кистью. 3 Гуашь А42 Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. 3 Гуашь А 4
3 Придумать и изобразить свой будущий дом. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. 6 Гуашь А 4
4 Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. “Краски осени”.Ознокомление смешенной техникой. Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. 6 Акварель
Гуашь,
Цветная бумага,
ПВ. А3
5 Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в технике “Гризайль”. (изучение тональности,плоскости,объема.)
6 Акварель А 4
6 Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в цвете.Итоговая работа. Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения с помощью гуаши или акварели. 8 Акварель А 4
2 полугодие
7 Зимние ассоциаций- “Узоры”. Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения. 4 гуашь А 4
8 Малофигурный натюрморт в теплой гамме. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
5 Акварель А 4
9 Малофигурный натюрморт в холодной гамме.Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. 5 Гуашь или акварель А 4
10 Натюрморт.Копия с репродукций.Воспитывание в себе такие качества художника как Терпение,Дисциплина и развитию Мастерства. 7 Акварель А411
Декоративный натюрморт.Стилизация в живописи. Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе. Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве.Уметь видеть и передавать необычное в обычном. 7 Акварель А 4
12 Итоговая работа-“Моя семья”. Сюжет и образ в живописи. Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. 8 Акварель А 3
Всего 68 В конце 6-го года обучения учащиеся должны знать:
Дополнительные цвета (контраст);
Сближенные цвета (нюанс);
Понятие светотени (в живописи);
О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;
Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: А.Кастеев. М.Кенбаев. К.Шаяхметов. Ш.Сариев, и др. И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.и др.
Уметь:
Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;
Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
Передавать объём формы с помощью светотени;
Видеть и передавать холодно-теплые цветовые отношения;
Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближенных по цвету предметов;
Последовательно вести работу;
Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.

7 КЛАСС
Учебно-тематический план
№ ТЕМА часы Теоретические Практические
1 полугодие
1 Беседа о живописи. 2 1 1
2 Упражнения по цветоведению. 5 1 4
3 Контрастный натюрморт. 4 1 3
4 Натюрморт в технике Гризайль.«Этот разный серый цвет».(ахроматические цвета) 5 1 4
5 Упражнение «Цвет и оттенок». (хроматические цвета) 5 1 4
6 Натюрморт из 2-3 предметов (однотонные предметы). 5 1 4
7 Натюрморт из 2-3 предметов различной формы. Контрольная работа 6 1 5
32 7 25
2 полугодие
8 Автопортрет или портрет друга.
Копия с репродукций. 5 1 4
9 Натюрморт из 2-3 предметов различной фактуре. 5 1 4
10 Натюрморт в холодной гамме из двух предметов. 6 1 5
11 Постановка из 2 предметов на нейтральном фоне. 6 1 5
12 Свет и тень. 6 1 5
13 Натюрморт в теплой гамме из 2-х предметов. Итоговая работа 8 1 7
36 6 30
Всего 68 13 55

Содержание предмета
№ Тема занятий Кол-во
часов материал формат
1 Беседа о живописи.
О художественных материалах: красках, кистях, бумаге. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности.
Эксперименты с красками и бумагой.
Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей. 2 Тонкая и плотная бумага, кисти, акварель, гуашь. А 4
А 3
2 Упражнение по цветоведению.
Основные цвета, вторичные цвета (дополнительные цвета, цветовой тон). 5 Гуашь, кисти А 3 или А 4
3 Контрастный натюрморт. Этюд натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и цвету.
Задача: выполнить подготовительный рисунок, стараясь передать форму предмета в цвете, работу выполнить без учёта освещённости – локально. 4 Гуашь, кисти А 3
4 Натюрморт в технике Гризайль.«Этот разный серый цвет».
(ахроматические цвета)
Задача: изучение тональности в живописи. 5 Гуашь, кисти А 3
Упражнение «Цвет и оттенок».
Изображение предметов быта (декоративных цветов) одним цветом и его оттенками (цвет по выбору учащихся).
Задача: найти максимум оттенков одного цвета.
Упражнение «Акварельные причуды».
Изучение акварельной техники. Заливка-нанесение ровного тона; переливы-вливание цвета в цвет. Прозрачная лессировка-нанесение 2-3-х красочных слоёв. А-ля-прима – пишем, набирая тон на палитре. 5
Гуашь,
Акварель, кисти. А 3
А 3
6 Натюрморт из 2-3 предметов (однотонного цветного стекла).
Задача: закомпоновать предметы так, чтобы они перекрывали друг друга, передать прозрачность лессировкой. Драпировка нейтрального цвета, без складок. 5 Акварель, кисти. А 3
7 Натюрморт из 2-3 предметов различной формы.
Контрольная работа. 6 Гуашь А 3
8 «Автопортрет» или «Портрет друга». Копия с репродукций.
Понятие пропорций частей лица, характера черт. Передача цветовых и тональных отношений. Изучение цвета лица. 5 Пастель, цветной картон. А 3
9 Натюрморт из 2-х предметов различных по фактуре 5 Гуашь А 3
10 Натюрморт в холодной гамме из 2 предметов.
Задача: достичь цельности компоновки листа, подобрать сближённые цвета холодной гаммы. 6 Гуашь, тонированная бумага. А 3
11 Постановка из двух предметов на нейтральном фоне.
Грамотно организовать формат листа. Решение локального цвета на свету и в тени. Найти индивидуальную цветовую характеристику предметов с элементами моделировки формы цветом. 6 Акварель. А 3
12 Свет и тень.
Упражнения «Цвет по свету. Цвет в тени. Переход света к тени. Блик».
Задача: раскладка светотени в прямоугольниках. 6 Акварель А413 Натюрморт в тёплой гамме из двух предметов.
Итоговая работа.
Задачи: закрепить знания, полученные ранее (проверка знаний); правильный выбор формата, последовательность этапов выполнения натюрморта. 8 Гуашь, тонированная бумага. А 3
Всего 68 В конце 7-го класса учащиеся должны знать:
Понятие живописи, её главные выразительные средства;
Материалы и инструменты для живописи;
Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближённые цвета.
Уметь:
Грамотно организовать рабочее место;
Правильно компоновать работу;
Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.
8 КЛАСС
Учебно-тематический план
№ ТЕМА
Кол-во
часов Теоретические Практические
1 полугодие
1 Вводная беседа о живописи. 2 1 1
2 Постановка из 2 предметов (гризайль). 6 1 5
3 Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. 6 1 5
4 Натюрморт из бытовых предметов. Копия с репродукций. 6 1 5
5
Постановка из 2-3 предметов на цветном фоне.
Контрольная работа. 8
1
7
6 Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит и контраст) в технике по сырому. 4 1 3
32 6 26
2 полугодие
7 Постановка из 3-4 предметов с ярко выраженным цветом и цветовым фоном. 6 1 5
8 Наброски с фигуры человека. 4 1 3
9 Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. 8 1 7
10 Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировки. 8 1 7
11 Итоговая работа. Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт. 10 1 9
36 5 31
Всего 68 11 57

Содержание предмета
№ ТЕМА
Кол-во
часов Материал Формат
1 полугодие
1 Вводная беседа о живописи. 2 2 Постановка из 2-х предметов (гризайль).
Передача светотени одним цветом (изучение тональности, плоскости). 6 Акварель А 3
3 Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. Даются понятия: цвет, блик, тень, полутень, собственная и падающая тень. 6 Акварель А 3
Натюрморт из бытовых предметов.
Копия с репродукций. Изучение техники мастеров живописи 6 4 Постановка из 2-3-х предметов на цветном фоне.
Контрольная работа. Понятие о цветном рефлексе. Изменение цвета в зависимости от влияния окружающей среды. Закрепление понятия о холодных и теплых тонах. 8 Гуашь А 3
5 Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на сближенные тона, на контраст) в технике по сырому. 4 Акварель А 4
2 полугодие
7 Постановка из 3-4 предметов с ясно выраженным цветом и цветовым фоном (задание на решение декоративно-плоскостного натюрморта). 6 гуашь А 3
8 Наброски с фигуры человека. Выполняются акварельными красками. Передача характера линией и пятном. 4 Акварель А 3
9 Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения. 8 Гуашь или акварель А 3
10 Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировки. Цвето-тоновые ньюансы в живописи 8 Акварель А 3
11 Итоговая работа.Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт. 10 Акварель А 3
Всего 68 В конце 8-го года обучения учащиеся должны знать:
Дополнительные цвета (контраст);
Сближённые цвета (нюанс);
Понятие светотени (в живописи);
О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;
Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: А.Кастеев. М.Кенбаев. К.Шаяхметов. Ш.Сариев, и др. И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.и др.
Уметь:
Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;
Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
Передавать объём формы с помощью светотени;
Видеть и передавать тёпло-холодные цветовые отношения;
Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближённых по цвету предметов;
Последовательно вести работу;
Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.
9 КЛАСС
Учебно-тематический план
№ Тема
Кол-во часов Теоретические Практические
1 полугодие
1 Краткосрочные этюды. 6 1 5
2 Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне. 6 1 5
3 Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу в технике гризайль. 6 1 5
4 Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань). 6 1 5
5 Тематический натюрморт «Новогодний».
Контрольная работа. 8 1 7
32 5 27
2 полугодие
6 Постановка из нескольких предметов близких по окраске на цветном фоне. 6 1 5
7 Выполнение портретного этюда. 6 1 5
8 Копия со цветной репродукций в технике “Гризайль”. 6 1 5
9 Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне.
Итоговая работа. 12 1 11
10 Наброски фигуры человека этюдного характера. 6 1 5
36 5 31
Всего 68 10 58
Содержание предмета
№ ТЕМА
Кол-во часов материал формат
1 полугодие
1 Вводная беседа. Краткосрочный этюд. 6 2 Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне.
Цветная характеристика предмета и их связь с окружающей средой (соприкасание предмета с фоном). 6 акварель А 3
3 Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу, в технике гризайль.
Передача пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полутень, тень, рефлекс). 6 акварель А 3
4 Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань). 6 5
Тематический натюрморт.
Передача эмоционального состояния.
Поэтапная работа над композицией.
Обобщение.
Контрольная работа над композицией. 8 акварель А 2
2 полугодие
6 Постановка из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне. Передача цветом планов и уходящих плоскостей. 6 акварель А 3
7 Выполнение портретного этюда (6 ч. – в холодной гамме, 6 ч. – в тёплой гамме). 6 гуашь А 3
8 Копия со цветной репродукций в технике “Гризайль”.(цветовой тон в живописи) 6 9 Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне (освещение боковое).
Итоговая работа. 12 акварель А 2
10 Наброски фигуры человека этюдного характера. 6 акварель А 4
Всего 68 В конце 9-го года обучения учащиеся должны знать:
Понятия: «цветовая гамма», «колорит»;
Средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописном произведении;
Средства выявления фактуры (материальности) с помощью цвета;
Имена известных Казахстанских и зарубежных мастеров живописи и некоторые их работы.
Уметь:
Создавать гармоничное, целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе (цветовая гамма, колорит);
Выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цветовых отношений;
Выявлять фактуру изображаемых предметов с помощью цветовых отношений;
Выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам;
Цельно передавать светотеневые отношения на сложной форме;
Выявлять сложную форму с помощью оттенков цвета.
10 КЛАСС
Учебно-тематический план
№ Тема
Кол-во
часов Теоретические Практические
1 полугодие
1 Вводный урок. Краткосрочные этюды. 6 1 5
2 Постановка из живых цветов, овощей или фруктов. 6 1 5
3 Постановка натюрморта с гипсовым телом. 6 1 5
4 Постановка из нескольких предметов, различных по материалу на цветном фоне.
Контрольная работа. 10 1 9
5 Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Техника подмалевок. Лессировка. Ал-ля-прима 10 1 9
2 полугодие
6 Постановка в интерьере. 8 1 7
7 Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. 10 1 9
8 Этюд фигуры человека (с фоном). 12 1 11
Всего 68 8 60
Содержание предмета
№ Тема
Кол-во часов материал формат
1 полугодие
1 Вводный урок. Краткосрочные этюды. 6 Акварель А 4
2 Постановка из живых цветов, овощей или фруктов. 6 Гуашь А 4
3 Постановка натюрморта с гипсовым телом. Драпировка с небольшим количеством складок. Передача тонально-цветовых отношений. 6 Гуашь А 2
4 Постановка из нескольких предметов, различных по материалу (стекло, ткань, дерево и т.д.) на цветном фоне. Передача фактуры материала цветом. Контрольная работа. 10 Гуашь А 2
5 Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Подмалевка. Техника лессировка, Ал-ля-прима. 10 Масло А 3
2 полугодие
6 Постановка в интерьере. Тонально-цветовое решение в пространстве (влияние воздушной перспективы). 8 Гуашь А 2
7 Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. Поэтапная работа. Передача цветового строя натюрморта. 10 гуашь А 2
8 Этюд фигуры человека (с фоном).
Построение фигуры человека в пространстве. Передача световоздушной среды. 12 Масло А 3
Всего 68 В конце 10-го года обучения учащийся должен знать:
Понятия: «тональность», «холодная цветовая гамма», «тёплая цветовая гамма»;
Что сочетание тёплых и холодных цветовых оттенков – это неотъемлемое качество живописного произведения;
Имена известных мастеров живописи Казахстана и зарубежных мастеров и некоторые их работы.
Уметь:
Создавать цельную цветовую гамму в живописной работе
Выявлять глубину пространства в живописном произведении с помощью средств световоздушной перспективы;
Выявлять фактуру с помощью цветовых отношений;
Создавать цельный колорит в живописной работе.
11 КЛАСС
Учебно-тематический план
№ Тема
Количество часов Теоретические Практические
1 полугодие
1 Краткосрочные этюды 9 1 8
2 Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа. 14 1 13
3 Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. 10 1 9
2 полугодие
4 Этюд головы человека, в холодном колорите (мужской) 12 2 10
5 Фрагмент интерьера. (Угол мастерской). 6 1 5
6 Итоговая работа.
Натюрморт с гипсовой головой на материальность. 8 1 7
7 Этюд головы человека в теплом колорите (женский). 9 1 8
Всего 68 8 60
Содержание предмета
№ ТЕМА
Кол-во часов материал формат
1 полугодие
1 Краткосрочные этюды. 9 Акварель, гуашь А 3
2 Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой.
Контрольная работа. Передача фактуры предметов. Выявление полученных знаний за весь период обучения. 14 Материал по выбору учащихся А 2
3 Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. Совершенствование приёмов (масляной) живописи. Передача световоздушной среды. 10 Масляные краски А 3
2 полугодие
4 Этюд головы человека в холодном колорите (мужской). 12 Гуашь А 3
5 Фрагмент интерьера. (Угол мастерской). 6 Материал по выбору учащихся А 2
6 Итоговая работа.
Натюрморт с гипсовой головой, на материальность. 8 Гуашь А 2
7 Этюд головы человека в теплом колорите (женский). 9 Гуашь А 3
Всего 68 В конце 11-го года обучения учащиеся должны знать:
Понятия «художественный образ в живописи», творческий замысел»;
Средства формирования художественного образа в живописном произведении;
Средства воплощения творческого замысла в живописном произведении;
Имена известных мастеров живописи и названия некоторых произведений.
Уметь:
Создавать выразительный художественный образ постановки с помощью композиционных и живописных средств;
Ставить перед собой творческую задачу и решать её с помощью композиционных и живописных средств;
Выбирать и использовать материал, технику и изобразительные приёмы в соответствии со своим эмоционально-образным восприятием постановки.
Список используемой литературы:
МОН РК Казахская академия образования им.Ы.Алтынсарина Изобразительное искусство: Учебная программа для 5-6 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 13 с.
Энциклопедия «Казахские орнаменты» Алматыкітап, 2005г.
Барокко: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский художник, 1964.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – М.: Просвещение, 1969.
Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2007.
Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2007.
Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
Шаймерденов Е.Ш. РК «Символы Независимости» Алматыкітап, 2005г.