Статья В поисках духовности


В посках духовности
Мирутенко С.А., преподаватель социально-педагогического профиля
ГК г.Сызрани
В последнее время всё чаще стали говорить о необходимости возвращения духовно – нравственных ориентиров, культурных ценностей не только в политику государства, но и в сознание людей, правомерно отмечая, что это основополагающий аспект решения многих социальных и экономических проблем в стране.
Социально-экономические условия современного мира, в которых живёт и развивается человек, изобилует множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это и средства массовой информации и коммуникации, и неорганизованные события окружающей среды). Они ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Всё это актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Ключевым понятием для поиска путей духовно-нравственного воспитания молодёжи, по мнению учёных-психологов, является понятие «духовность». В социальном контексте духовность рассматривается как внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим. В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяется степенью овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, наукой и образованием, искусством, религией, литературой, народной мудростью и культурными традициями.
Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев духовность понимают так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявление духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа» [2]. Именно духовность является регулятором поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми, когда поведение определяется не потребностями человека, а человеческими ценностями [1].
В связи с этим изменились и требования к современному образованию. Выпускникам образовательных учреждений уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями самостоятельного применения, им необходимо понять особенности своей личности и сформировать навыки активной жизненной позиции. Поэтому школа, в широком смысле этого слова, переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих обучающихся определённым объёмом знаний, на более глубокое личностно-ориентированное воспитание.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения всех уровней общего образования (ФГОС ДО, 2013г.; ФГОС НОО, 2009г.; ФГОС ООО, 2010г.; ФГОС СОО, 2012г.) в качестве основных принципов образования выдвигают:
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
реализация права на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
Личностное развитие обучающихся и воспитанников признано одним из основных результатов освоения основных образовательных программ.
Особое внимание на этапе дошкольного образования уделяется социально-коммуникативному развитию воспитанников, направленному на формирование норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 
На этапе школьного образования личностные результаты являются обязательным компонентом всех видов деятельности обучающихся, но приоритет в их формировании отдан внеурочной деятельности (выделено отдельное направление – духовно-нравственное). Кроме того, основная образовательная программа школы обязательно содержит программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, направленную на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. Стандарты ориентированы на становление таких личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"), как:
доброжелательный, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Эти требования выдвигают, в свою очередь, и требования к квалификации самого педагога. Педагог не может воспитать в ребёнке то, чем не обладает сам. ФГОС СПО, профессиональный стандарт «Педагог» требуя от студента и специалиста владения технологиями обучения и воспитания детей, направленными на реализацию образовательных программ, предполагают наличие у них подобных личностных характеристик.
Так по каким же критериям мы можем определить духовную воспитанность наших студентов? И можем ли так ставить вопрос?
Однозначный ответ дать на этот вопрос сложно. Лично я придерживаюсь точки зрения отечественных психологов В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева, А. В. Зосимовского, которые связывают духовность и нравственность [2]. Доктор психологических наук А.В. Зосимовский предлагает свои критерии нравственной и духовной воспитанности: доброжелательность, наличие ценностных ориентаций и мотивации поступка, гражданственность, патриотизм, терпимость и такт, чувство справедливости и гуманизма, способность искренне выражать свои чувства, стремление к добросовестному труду на благо общества.
Таким образом, духовность может рассматриваться как ориентированность личности на действия во благо окружающих.
Источники:
1.Леонтьев, Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии. -2005. -№7. –С.16-21.
2.Слободчиков, А.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов/ А.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
, поиск ее нравственных абсолютов. В контексте компетентностного подхода под духовностью понимают высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности. Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [4, с. 113-114]. Основой духовности являются высокие нравственные качества человека. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, нравственность представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3]. Словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова. - М., 1989.
Очевидно, что в поисках возможностей восстановления утраченной духовности, а в том, что дело сейчас обстоит именно так не пишет и не говорит лишь тот, кто не умеет этого делать, следует прежде всего определить что именно утрачено и почему это произошло, а уже на этом основании, с учетом реалий сегодняшнего дня, искать пути восстановления или формирования духовных оснований общества. В этом поиске утраченного правомерно вернуться к известному и вроде никем не оспариваемому положению о двуединой - физической и духовной сущности человека, отличающей его от всех остальных живых существ. Уильям С.Хетчер, профессор математики кафедры естественных и инженерных наук Лавальского университета в Квебеке, Канаде указывает, что в характере человека есть три основные аспекта: его генетическое начало чисто физического свойства; его душа, отличающаяся чисто духовными свойствами; и, наконец, образование (и воспитание), сочетающее в себе физическое и духовное начала [Хетчер, 1994, с.7]. Мысль Хетчера о том, что именно образование и воспитание обуславливает характер взаимосвязей между физическими и духовными свойствами человека представляется чрезвычайно плодотворной и резко повышает рейтинг и ответственность образования за будущее человеческих цивилизаций.
федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы
Уровни общего образования 
Уровни общего образования Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
Начальное общее образование (1 - 4 кл.) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373
Основное общее образование (5 - 9 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
Среднее общее образование (10 - 11 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
социально-коммуникативному развитию, направленному на формирование норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт ноо6. Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
8. В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:
N п/пПредметные области Основные задачи реализации содержания
1 Русский язык и
литературное чтение Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
2 Родной язык и
литературное чтение на родном языке 1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
3 Иностранный язык Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.4 Математика и
информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
5 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
6 Основы религиозных культур и светской
этики Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
7 Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
8 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
9 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
19.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования (далее - Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества.В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать: 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
4. Стандарт направлен на обеспечение:
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим сформированность их ценностно-смысловых установок
9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
14. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы,
программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413
3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение:
реализации права на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;7. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;13. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Содержательный раздел должен включать образовательные программы программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Слово «духовность» употребляется в значении исполнения высокодуховных истин, а именно умения быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром, умения прощать, а это и есть духовность.
Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства, семьи, общества и церкви можно воспитать духовно-нравственного человека.
Сегодня духовно – нравственные устои российского общества подвергаются серьёзным испытаниям. Россия переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, рассчитанных на молодежное сознание, действует в большей степени разрушительно с точки зрения развития личности, семьи и государства. Падение нравов всё чаще воспринимается как одна из главных проблем современной России.
Начало XXI века связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров культурных ценностей не только в политику государства, но и сознание людей. Это основа для возрождения страны, решения экономических и социальных проблем, которая неразрывно связана с воспитанием человека высокой духовной культуры. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается деградация личности. И противостоять социальному процессу безнравственности, призвано образование и воспитание. В решении этой проблемы особо значимая роль отводится педагогу. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Русская литература всегда была выражением традиций народа, его нужд и чаяний, его души. Она ставит перед обществом актуальные, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, человечности, взаимопониманию и состраданию, воспитывает духовно- нравственные качества человека.  «У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром» - говорил В.Распутин.
Идея духовно-нравственного развития человека является основой воспитания современной личности. А духовно - нравственное воспитание создает условия для воспитания личности, которая живет в согласии со своей совестью. Любовь к русской литературе способствует воспитанию чувства гордости у обучающихся за то, что они являются наследниками русской культуры и традиций, осознают себя гражданами своей страны, и за то, что на них лежит ответственность за ее настоящее и будущее.
Изучать русскую литературу невозможно в отрыве от национальной культуры, ее духовных истоков. Литература духовно обогащает человека, воздействует на нравственный облик человека, формируя духовные и нравственные качества личности.
С литературы начинается самовоспитание, индивидуальное и духовное познание реальной жизни. Для того чтобы сформировать у обучающегося духовно – нравственные ценности необходимо ввести его в мир литературы, так как она дает возможность самостоятельно думать, размышлять, познавать окружающий мир. Она охватывает все сферы активной деятельности духовной жизни человека. Без литературы невозможно представить духовную жизнь, так как литература является источником духовного обогащения, вершиной умственного, нравственного и эстетического развития. Изучение литературы дает обучающимся большие познавательными возможностями в саморазвитии и самовоспитании.
Надо признать, что большой вклад в развитие русской духовности внесли русские писатели: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.Н. Добролюбов, Н.С. Лесков. 
Изучая произведения русских классиков, педагог имеет возможность вести диалог о духовно- нравственных категориях, актуальных проблемах жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека, чести, долге, мужестве, любви к Родине.
Уроки литературы выигрышны тем, что побуждают к размышлениям, невозможно не обсуждать на уроках литературы эпизоды из литературных произведений. Возьмем, например, слова А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Обучающиеся бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.
Любовь как духовное возрождение – один из главных мотивов русской литературы. При этом авторы в первую очередь стремились показать, как она влияет на духовное развитие человека. Поэтому тема любви занимает важное место в творчестве писателей и поэтов XIX-XX века. Примеры и идеалы светлых чувств, гармоничных отношений между мужчиной и женщиной в любовной лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, в произведениях Л.Н.Толстого («Война и мир»), И.А. Бунина (цикл «Темные аллеи»), А.И. Куприна («Гранатовый браслет». В романе «Война и мир» любовь как духовное возрождение занимает одно из центральных мест. Серьезное увлечение князем Андреем юной Наташи Ростовой помогло ему посмотреть на мир новым взглядом. Благодаря девушке, князь вновь поверил в себя, в жизнь, в друзей. И перед смертью мысль о невесте примирила его с тяжелой участью: присутствие любимой, несомненно, ободрило Андрея и облегчило страдания.
таким образом, писатели и поэты в своих произведениях всегда уделяли особое внимание описанию внутреннего мира героев, их чувств и переживаний.
Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на обучающихся оказывают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Особая роль отводится нам педагогам в решении этой задачи. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть — это закон добра в душе человека». [4].
Направление 1. Немеркнущие и вечные духовно-нравственные идеалы русской литературы и русского языка.
Изучая гуманитарные предметы, необходимо восстанавливать православные традиции, связанные с празднованием великих христианских праздников – Рождеством и Пасхой. В этом направлении у учителей гимназии накоплен положительный опыт по организации работы учащихся в творческих мастерских (святочных и пасхальных), в которых «реконструируются» события, отражающие основные традиции праздновании великих дат.
Использование на уроках русского языка публицистических текстов, как светских авторов, так и священнослужителей, способствующих нравственному развитию, (в учебнике под ред. Бунеева («Программа 2100») есть попытка включения таких текстов (например, свободный диктант «Три малых золотых правила языка» из «Учебника жизни священника Артемия Владимирова ).
тонко и умело организовывает анализ рассуждений молодых людей о любви, представленные в социальных сетях, и сопоставляет их с понятием «любовь», сформулированным две тысячи лет назад богословом апостолом Павлом.
Направление 2. Наука. Духовность. Нравственность. Это достаточно проблематичное направление. Но считаем необходимым начинать накапливать опыт в этом направлении. Думаем, что нужно «протоптать тропинку», чтобы школы могли развивать это направление дальше самостоятельно. Ведь точные науки проповедуют атеистическое мировоззрение. Атеистическое мировоззрение лишает возможности ученика соотносить добро и зло с христианских позиций, ставящих основой мировоззрения – любовь к человеку. Ю.М. Лотман считает, что «человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть «две ноги»: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, так опасен интеллект без совести». На уроках естественнонаучного цикла необходимо говорить о нравственной составляющей научных открытий, о мировоззрениях учёных мирового значения. Открытие во зло и благо человечества.
Направление 4. Экология культуры. «Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие …свидетелями исторических событий, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране» (Д.С. Лихачёв. Экология культуры.) Необходим деятельностный подход к изучению истории своего края. 1) Экскурсионные поездки по историческим местам Калининградской области и местам боевой славы, реализующие образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Опыт разработки маршрутов. Опыт социально- педагогического партнёрства. 2) Создание и разработка троп эколого-краеведческой направленности. Опыт международных игр, встреч. 3) Образовательные, развивающие, воспитательные возможности школьного музея. В музее накоплен материал о ветеранах г. Гурьевска, а также накапливается материал по итогам международных проектов, реализуемых учителями польских школ и учителями гимназии. Изучение в процессе встреч культурных традиций стран-соседей, презентация традиций своего народа
Направление 4. Опыт преподавания предметов регионального компонента.
Направление 5. Возрождение традиций семейного воспитания. Восстановление традиций семейного чтения, семейного театра. Традиции праздников: государственных, профессиональных, православных. «Реконструкция» старинных игр. Кинолектории для родителей. Обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания родительским активом гимназии. По всем вышеназванным направлениям работа с родителями выстраивается в следующих направлениях: 1) проведение открытых уроков для родителей с последующим обсуждением воспитательных задач уроков; 2) вовлечение родителей в подготовку и проведение творческих экзаменов; 3) вовлечение родителей в мероприятия в рамках международных проектов. В реализации вышеперечисленных направлений возможно использование положительного опыта Ресурсных Центров ФСП Калужской области: 1) Организация кинолекториев для родителей (опыт Дворцовской основной школы). Коллекция видеофильмов, переданная школой в подарок, даёт огромные возможности для организации не только бесед с родителями, но и позволяет использовать видеофильмы в процессе углублённого изучения литературы, а также определять темы творческих экзаменов на основе видеосюжетов. 2) Опыт Черноостровского женского монастыря, основанный на деятельностном подходе в изучении культуры народов мира.
Итак, в сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
– готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
– укрепление нравственности – основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
– формирование морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– развитие нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
– принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
– позитивную нравственную самооценку и самоуважение;
– готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
– способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
– трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;
– свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить: – сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм; – готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности; – укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия; – повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи; – укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества; – сформированность отношения к семье как к основе российского общества; – приобщение к ценностям и традициям российской семьи; – бережное отношение к жизни человека, продолжение рода; – законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; – преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
– укрепление и совершенствование правового государства;
– повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
– повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;
– укрепление национальной безопасности.
Таким образом, специфические особенности социально-культурных технологий позволяют успешно использовать их в процессе формирования духовно-нравственной культуры школьников. Именно целенаправленное духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения во всем мире и во все времена позволяло формировать поколение, способное воспринять от своих предшественников самое лучшее во всех сферах жизнедеятельности и создать дальнейшую основу для развития и процветания всего сообщества.