Урок литературного чтения на тему Константин Паустовский «Теплый хлеб» (4 класс)


Урок 67 Дата: 24.02
Тема: Константин Паустовский «Теплый хлеб» Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, Цель: Научатся : анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев
Задачи: образовательная познакомить с произведением К.Г. Паустовского « Тёплый хлеб»; формировать навыки выразительного чтения; развивающая – развивать умение анализировать, сравнивать, объяснять поступки героев;
воспитательная – воспитывать коммуникативную культуру;
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД: вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество для реализации проектной деятельности
Личностные УУД: смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей)
Ресурсы: Учебник: «Литературное чтение» 4 класс, (2 часть) Н.А.Чуракова УМК « Перспективная начальная школа»; словарь, ноутбук, смайлики, презентация к уроку, краткая биография писателя, презентация «Теплый хлеб», текст рассказа, словарные тетради,Тип урока: комбинированный
Технология, методы обучения: Частично-поисковый. Форма –коллективная, индивидуальная
Дидактичес-кая структура урока Цели этапа Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Задания для учащихся, дидактические материалы Планируемые
результаты
/УУД/
Орг. момент Организовать, настроить на урок -Здравствуйте, ребята! Сегодня утром, когда вы шли в школу, какой была погода на улице? Пока на улице сейчас холодно и людям, и животным. Но я знаю секрет того, как сделать, чтобы в морозный день стало теплее. Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете?
- А если нам тепло, то и настроение у нас прекрасное и работаем хорошо.
Какое у вас настроение?
Настраиваются на активную работу на уроке.
Тепло
Показывают настроение Показ смайликов Л:смыслообразование (формирование базовых историко-культурных ценностей)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Постановка учебной проблемы.
Подвести учащихся к формулированию темы, постановке цели и задач.
Знакомство с писателем - Наш урок начнём с загадки:
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат в огненной пещере,
Режут ножом, за что меня так губят?
За то, что любят!
- Какой бывает хлеб? (Слайд №1)
Как вы думаете о чем сегодня будем читать?
- Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением К.Г. Паустовского « Тёплый хлеб». (Слайд№2)
Какова цель урока?
Сообщение учащихся о К.Г. Паустовском. (Слайд №3)
К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г., Паустовский добровольно уходит на фронт санитаром, был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом. Своё творчество начинал как поэт, прославился как певец родной природы. Родина, её природа и человек - постоянная тема его творчества.
О чем читал?
- Перед тем как начать работу над сказкой « Тёплый хлеб», прочитайте пословицы о хлебе. Нам надо будет определить, какая пословица подходит к первой части сказки? ( Слайд №4)
Пословицы: Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Без хлеба и воды жить худо.
Снег на полях - хлеб в закромах.)Хлеб
Душистый, свежий, мягкий, пышный, вкусный, теплый.
О хлебе
познакомимся с произведением К.Г. Паустовского « Тёплый хлеб»; научимся анализировать, отвечать на вопросы по содержанию
Читают по карточке
Читает 1 ученик
рассказывает содержание, о чем читал Презентация
(Слайд №1)
(Слайд№2)
(Слайд№3)
(Слайд№4) К: вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы,
Открытие нового знания.
Знакомство с текстом Работа по учебнику. Слушание сказки
А теперь отвечаем на поставленный вопрос. Какая пословица подходит к нашему рассказу?
Работа с толковым словарём. (Слайд№5)
Баталия - сражение, битва
Камердинер – слуга при господине.
Христарадник – нищий.
Слушают текст
Ответ на поставленный вопрос, выбор пословицы) Без хлеба и воды жить худо.
Пишут в словарных тетрадях- новые слова Презентация «Теплый хлеб»
(Слайд№5) К:продуктивное взаимодействие и сотрудничество для реализации проектной деятельности
К: приходить к общему решению Р: отличать новое знание от уже известного
Физкультминутка.
Релаксация Организует выполнение физкультминутки.
Руки в стороны поставим правой левую достанем выполняют физминуткуПервичное применение знаний. Закрепить тему. Беседа по услышанному материалу.
- Ребята, давайте проверим, внимательно ли вы слушали, поняли ли содержание сказки. Отвечать нужно кратко.
1) Где происходит действие сказки? (в Бережках)
2) Кто взял раненого коня?  (мельник)
3) Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
4) Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
5) Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)             
6) Сколько лет назад был такой же мороз?  (сто лет)
7) От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?(от злобы)
8) Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
9) Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)
10) Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью) отвечают на вопросы
Закрепление и совершенствование умений. Закрепить тему. Комментированное чтение сказки.
1)Чтение вслух 1 части
- Где происходят события? (В обычной русской деревне).
- Назовите героев сказки. (Конь, Панкрат, Филька).
- Что автор говорит о каждом герое?
Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.
Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.
Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».
- Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе).
- В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)
   
Найдите описание метели.
   (Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга)- Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)
- Какую историю она рассказала?
-( Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка. - Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь - боялся пустыни.
- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.
- От злобы людской)- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?(страх, вину, боялся, что умрет)
- Почему он решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть). читают 1 часть
отвечают на вопросы , работают по содержанию- находят описание коня. Панкрата, Фильки.
отвечают на вопросы
читают описание
метели
читают описание рассказа бабки Текст рассказа
Слайд 6 Подведение итога урока. Рефлексия.
Организовать участие детей в обсуждении обобщающего вывода
Подвести итог урока. Подведем итог.
Назовите хорошие качества человека.
. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим)- Ребята, а похож ли Филька на вас или нет?
- А в жизни вы совершали ошибки? Трудно было исправить их? Кто же вам помогал в этом?
- Все хорошее в мире этом – от доброты человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону свои глаза, если кто-то по близости нуждается в вашей помощи.- слайд 7
«В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?», так как слово « тёплый» имеет несколько значений:
Значение слова «тёплый» по словарю: (Слайд№8)
А) дающий, источающий тепло;
Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);
В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);
Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

- Наш урок подходит к концу.
-Давайте вспомним, какое затруднение на уроке мы встретили?
Достигли ли мы цель?
Оцените свою работу. Подводят итог
называют качества человека- добрый хороший должен помочь
отвечают на вопросы
находят правильное употребление слова теплый к рассказу
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Слайд 7
Слайд 8
Р: оценивать свою работу на уроке.
Информация о домашнем задании.
Дать информац о дом. задании дочитать сказку К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»