Программа прикладного курса по биологии Решение генетических задач для учащихся 11 класса


Солтүстік-Қазақстан облысы
Тайынша ауданы
Тайынша қаласы
№1 орта мектебі
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ « Средняя школа № 1
г. Тайынша»
ПРОГРАММА
прикладного курса по биологии
«Решение генетических задач»
11 класс

2014 ж.
Автор-составитель: учитель биологии
Кренделёва М.Б.
Программа прикладного курса
по биологии
«Решение генетических задач»
Естественно-математическое направление
11 класс
Данная программа предназначена для занятий в 11 классах общеобразовательной школы с естественно-математическим направлением. Программа направлена на углубление знаний учащихся по биологии, закрепление навыка решения генетических задач, развитие интереса к предмету. Курс предполагает обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕНТ, поступлению в ВУЗы.
Программа прикладного курса по биологии
«Решение генетических задач»
Профильное обучение
Естественно-математическое направление
11 класс
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-математического направления средних школ.
Прикладной курс «Решение генетических задач» для учащихся 11-го класса призван углубить и расширить рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 11-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. Изучение курса может проверить целесообразность выбора учащимся профиля дальнейшего обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук – генетике.
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.
Программа рассчитана на 34 часа. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Цели курса:
создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса;
создание необходимой базы для понимания специализированных вузовских программ;
формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.
Задачи курса:
образовательные:
формирование умений и навыков решения генетических задач;
отработка навыков применения генетических законов;
обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕНТ, поступлению в ВУЗы;
удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;
развивающие:
развитие логического мышления учащихся;
воспитательные:
воспитание и формирование здорового образа жизни.
Режим занятий: Программа рассчитана на 34 часа
Содержание программы
Общее количество часов – 34.
1. Введение. 3 часа.
Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
2. Моногибридное скрещивание. 6 часов.
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.
Практический курс – 5 часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
3. Дигибридное скрещивание. 5 часов.
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Практический курс – 5 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.
4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.
Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Практический курс – 3 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.
5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.
Теоретический курс – 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Практический курс – 4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.
Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.
Практический курс – 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.
7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.
Теоретический курс – 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
Практический курс – 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.
8. Итоговые занятия. 2 часа.
Самостоятельное решение генетических задач всех видов.
Тематический план
№ Название темы Кол-во часов Сроки
1. Введение 1 1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. 1 2 2. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. 1 3 3. История генетических открытий. 1 2. Моногибридное скрещивание. 4 1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. 1 5 2. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание 1 6 3. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание 1 7 4. Решение задач на промежуточное наследование признаков 1 8 5. Решение задач на определение групп крови и родителей по заданным условиям 1 9 6. Решение задач на анализирующее скрещивание 1 3. Дигибридное скрещивание. 10 1. Закономерности при дигибридном скрещивании. 1 11 2. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание 1 12 3. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание 1 13 4. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание 1 14 5. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание 1 4. Полигибридное скрещивание. 15 1. Математические закономерности наследования при полигибридном скрещивании. 1 16 2. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. 1 17 3. Решение задач на определение количества фенотипов потомков. 1 18 4. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание 1 5. Сцепленное наследование генов. 19 1. Закономерности сцепленного наследования. 1 20 2. Хромосомная теория наследственности 1 21 3. Решение задач на сцепленное наследование 1 22 4. Решение задач на определение количества кроссоверных особей в потомстве 1 23 5. Решение задач на определение вероятности возникновения различных генотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами 1 24 6. Решение задач на определение вероятности возникновения различных фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами. 1 6. Наследование, сцепленное с полом. 25 1. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. 1 26 2. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой 1 27 3. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой1 28 4. Решение задач на наследование, сцепленное с полом 1 7. Взаимодействие неаллельных генов. 29 1.Эпистаз. Комплементарность. Полимерия. 1 30 2. Решение задач на эпистаз1 31 3. Решение задач на комплементарность1 32 4. Решение задач на полимерию 1 8. Итоговые занятия 33 1. Самостоятельное решение генетических задач всех видов 1 34 2. Заключение 1 Прогнозируемые результаты обучения
В результате обучения школьники должны:
расширить знания об основных генетических законах;
в совершенстве овладеть специальной генетической терминологией;
научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
уметь применять различные генетические законы при решении задач;
уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
Литература
1. Генетика. Учебное пособие для поступающих в медицинскую академию. Раимова Е.К. Оренбург, ОГМА, 1998
2. Методические указания для проведения практических занятий по курсу «Генетика с основами селекции». Ростов-на-Дону, 2006
3. Методическое пособие по генетике. Жумабаева С.Е. Кокшетау, 2010
4. Сборник задач по генетике. Жумабаева С.Е. Кокшетау, 2010
5. Сборник задач по генетике с решениями. Метод. Пособие. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Т.Б.. - Саратов: «Лицей», 1998
6. Сборник задач по генетике (пособие для учителей) Маслак Е.Н. п.Восточный, 2013