Программа кружка по общекультурному направлению Волшебный мир бумаги


Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»
Рассмотрено
На МО классных руководителей
Руководитель МО
___________/Кислова Е.И. «Согласовано»
зам. Директора по УВР
__________/Гавриловой И.Н./
Утверждаю
Директор школы
_____________/Филиппова Е.В./
Внеурочная деятельность
«Волшебный мир бумаги»
(общекультурное направление)

Возраст детей: 12-13 лет
Продолжительность обучения 1 год
Составлена на основе программы
Учителя : Т.Н. Просняковойи адаптирована к местным условиям и требованиям
учителем Верещагиной Л.Н.
С.Бердюжье
2016-2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Волшебный мир бумаги» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС общего образования и является адаптированной для учащихся нашей школы.
Программа "Волшебный мир бумаги" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с
помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает
возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-
конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна,
но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность,
воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Актуальность программы состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника.. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Волшебный мир бумаги» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели программы:
1. Развитие творческих способностей школьников, эстетического вкуса, детского
сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости,
взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и
понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Занятия проводятся по одному академическому часу , в среду , в 14.10.
Срок реализации программы -1 год обучения – 31 час,
возраст обучающихся-12-13 лет
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия; познавательные беседы, игры, конкурсы, выставки детских работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА
.Метапредметные результаты.
■ Познавательные; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
■ Регулятивные: ;вырабатывать умение различать способ и результат действия.
■ Коммуникативные : формулировать собственное мнение; участвовать вобсуждении. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающихся, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий: Планируемые результаты обучения:
Освоение детьми программы «Волшебный мир бумаги» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты освоения программы по декоративно — прикладномутворчеству:
■ учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; ■ формирование интереса и уважительного отношения к культурам разныхнародов;
■ воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитиенавыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности.
■ развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.Метапредметные результатыосвоения программы по декоративно — прикладномутворчеству:
■ освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческогопотенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решатьтворческие задачи.
■ развитие визуального – образного мышления, способности откликаться напроисходящее в мире, в ближайшем окружении.
■ формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переноситьинформацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одногоискусства на другое;
■ формировать умение накапливать знания и развивать представления одекоративно-прикладном творчестве.
■ воспитание умения и готовности слушать собеседника.
■ воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе,своему народу, к многонациональной культуре
учащиеся , занимаясь по данной программе: ■ научаться различным приемам работы с бумагой, тканью; ■ научаться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия, выполненные в разной технике; ■ разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию; ■ овладеют навыками культуры труда; ■ улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. 
Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы .
Название темы Кол-во часов дата
5.10
12.10
19.10
26.10
9.11
16.11
23.11
30.11
7.12
14.12
21.12
28.12
18.01
25.01
1.02
8.02
15.02
22.02
1.03
15.03
22.03
29.03
5.04
12.04
19.04
26.04
3.05
10.05
17.05
24.05
31.05
1 четверть-4 часа Введение в программу.
1: «Красна птица пеньем, а человек уменьем»
Сувениры. Схемы. Простые швы. Технология. Использование швов в изготовлении поделок. Выставки. 1
3
2 четверть-8 часов 3 2: «Петелька за петелькой, стежок за стежком»
.Мягкая игрушка. Схемы и технология швов. Использование швов в практической работе. Форма, пропорции, конструкция и объем. Выставки.
5 3 четверть-9 часов
3: «Волшебная палитра».
Аппликация. Азбука бумажной пластики. Экспериментирование. Моделирование. Выставки.
6
4: «Веселые фантазии».
Коллаж. Знакомство с коллажем. Подбор рисунка. Техника работы над коллажем. Выставки. 3 4 четверть-10 часов 3 5: «Чудеса из соленого теста».
Лепка из соленого теста. История соленого теста. Основы работы с соленым тестом. Секреты приготовления соленого теста. Окрашивание соленого теста. Выставки. 7 ИТОГО: 31 СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
 1. «Красна птица пеньем, а человек уменьем».
 Темы: Введение в программу: 1 час
Изготовление поделок, сувениров – один из древнейших видов народного декоративно – художественного творчества. Увлечение ребят поначалу лишь непосредственно изготовлением поделок перерастет затем, незаметно для них самих, в желание творить самостоятельно. Украшать игольницы в виде сердца, цветка, кактуса и др.
Задача – учить находить комбинированное использование приемов для создания образов животных, цветов в поделках, сувенирах ,игольниц
2.« Петелька за петелькой, стежок за стежком».
Темы: Игрушка –один из древнейших видов народного художественного творчества, она постоянно сопутствовала человеку, ведь дети играли всегда. А рождалась игрушка в мире взрослых, в руках людей, у которых было щедрое сердце. Секреты передавались из поколения в поколение от бабушки к внучке, от матери к дочери, от отца к сыну. Изготовление игрушки – дает детям ощутить радость созидания. Самодельная игрушка из ткани и меховых лоскутков все чаще входит в разряд современных сувениров. Задача – учить находить сходство и различие между игрушками. Форма, пропорции, объем. Умение представить предмета как совокупность частей простой формы, сопоставимых с геометрическими телами – шар, конус, пирамида, цилиндр.
3.«Волшебная палитра».
Темы .Азбука бумажной пластики. Развитие эстетических представлений, трудовых навыков и творческого опыта в процессе различных видов художественного труда с бумагой. Экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: приемы соединения в бумажных конструкциях: соединение. Подбор сюжета. Подбор цветовой гаммы. Использование аппликации в изделиях.
4.«Веселые фантазии».
Темы: Коллаж. Всевозможный бросовый материал: старые газеты, лоскутки ткани, ленты, бусы, перья. Куски поролона, проволочки, куски разно-фактурной бумаги, вата, картон, обрезки цветной бумаги. Ножницы, клей, гуашь, маркер. Все, что нас окружает. Дома, автомобили, игрушки, одежда, мебель – своим внешним видом обязаны художникам. Целая армия художников трудится над созданием красивых вещей, доставляющих нам радость, украшающих нашу жизнь, делающих ее комфортной. Все пользуются этими вещами. Дети во всем мире играют игрушками, читают книжки, папы ездят на автомобилях, а мамы носят красивую одежду и украшения. Искусство украшения нашей жизни – самое распространенное и популярное среди людей независимо от национальности и места жительства. Все мы хотим жить красиво и стараемся окружить себя оригинальными вещами.
5.«Чудеса из соленого теста».
Темы: Лепка из солёного теста является одним из древних видов декоративно — прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.В последние годы лепка из соленого теста вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Сейчас ценятся экологически чистые изделия, особенно, сделанные своими руками
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы «Волшебный мир бумаги» необходимы следующие условия:
материально-технические:
рабочий кабинет со столами и стульями, полками вдоль стен;
наборы бумаги для занятий;
карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, и т.п.; в качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра и работы
соответственно с имеющимися Internet- материалами по различным техникам работы с
бумагой.
методические:
инструкционные карты сборки изделий;
образцы изделий;
пояснительные плакаты, схемы и т.п.;
тематическая литература;
Интернет сайты по прикладному творчеству.
Формы планируемых занятий
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
упражнение, игры
поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
методы игры в различных вариантах,
составление плана  и т.д.
экскурсии на выставки в ДК.
Дидактический материал
Таблицы, презентации, работы учащихся ,иллюстрации, образцы изделий.
Технические средства
Ноутбук, проектор, книги.
Формы подведения итогов
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ, учащихся (в классе, в школе, в библиотеке) .Выставки могут быть:
однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Составление диагностической карты "Оценка результатов освоения программы".
Итоговый контроль по окончании изучения программы, в форме выпускной авторской практической работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ruПроснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА