Инновационная направленность педагогической деятельности

Доклад на методический семинар
Инновационная направленность педагогической деятельности

Современное состояние  образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Как указывается в Федеральной программе развития образования в России, развитие инновационной деятельности учителя – одно из главных направлений в образовании.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. В педагогическом процессе инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося. Таким образом, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств в теоретической и практической деятельности.
Направления инновационной деятельности
-совершенствование содержания образования;
-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
Создание системы работы с одаренными детьми;
-совершенствование системы управления;
-информатизация образовательного процесса.
Существуют различные основания для классификации инноваций:
По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
цель и содержание образования;
технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
формы организации обучения и воспитания;
система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
образовательная экология.
По способу возникновения и протекания инноваций:
систематические, планомерные;
стихийные.
По глубине и ширине осуществления инноваций:
массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
По характеру происхождения:
внешние;
внутренние.
По признакам масштабности:
частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).
Современные изменения, происходящие в образовательной политике России, непосредственно отражаются и на функционировании образовательной системы. В таких условиях образование должно проявлять особую мобильность и не только успевать за требованиями времени, но и в значительной степени опережать их. Эффективность деятельности педагогического коллектива определяется тем, какое качество образования студентов обеспечивает коллектив. Иными словами, можно сказать, что результат деятельности педагогического коллектива – это качество образования выпускника, которое выражается в готовности к профессиональной деятельности, конкурентоспособности на рынке труда и т.д. Подготовка такого специалиста возможна при наличии определенной образовательной системы и соответствующей ей организации образовательного процесса. Для повышения качества подготовки специалистов необходим комплекс условий:
- обновление содержания образования в соответствии с требованиями работодателей;
- регулярное проведение мониторинговых исследований;
- осуществление экспертизы качества учебного процесса;
- повышение уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей.
Доминантой инновационного обучения является гуманизация мышления и действий педагога и обучаемого: она проявляется в ином, чем прежде, подходе к учебному материалу; она меняет стиль общения педагога и воспитанника в сторону диалога и сотрудничества; она изменяет личность и учителя, и ученика, меняет мотивацию учения и психолого-педагогическую культуру педагога.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Каждому педагогу в своей деятельности по обучению и воспитанию необходимо отдавать предпочтение тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, заинтересовать каждого студента, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Исходя из опыта посещенных уроков, преподаватели нашего техникума чаще других инновационных методов используют интерактивные, проектные технологии, научно-исследовательскую деятельность. Все перечисленные методы обеспечивают развитее индивидуальности и самостоятельности студента. Перечисленные технологии чаще всего применяются при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках контроля знаний, а также во внеклассной работе.
А сейчас хочется обратить Ваше внимание на использование таких инновационных педагогических технологиях, как модернизация и кейс-метод.
Данные методы помогают научить студентов решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Они развивают такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свое мнение, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.
Метод модернизации – это новая форма обучения путем постановки перед группой студентов конкретной проблемы, которая требует ее рассмотрения с различных позиций и точек зрения. В данном случае студенты самостоятельно определяют основные направления решения проблемы, формируют блоки-кластеры по каждой проблеме с конкретными предложениями по ее решению. Таким образом, данный метод используется для решения наиболее сложных задач, когда требуется объединение усилий специалистов различных направлений.
Кейс-метод – метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс-метод состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате произошедших событий или может возникать при определенных обстоятельствах в тот или иной момент. Ситуации могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение. Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты во время производственной практики или с помощью других методов обучения. Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие у студентов системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и установок на миропреобразование.
Наиболее интересная форма подачи информации для студентов – это проблемно-поисковая форма, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с преподавателем, который выступает в роли консультанта.
Готовностью к саморазвитию обладает каждый педагог нашего техникума. Это те педагоги, которые владеют навыками самосовершенствования, когда через преодоление трудностей находится индивидуальный стиль деятельности.
Всем нам нужно осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, в котором выделяется в качестве приоритетного компетентностный подход – в равной степени для всех субъектов образования.
Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.